Переосмысление церкви. Как изменится лик евангельской церкви на постсовестском пространстве…

Время летит! Еще вчера в Донецком христианском университете проводилась международная богословская конференция на тему – «Церковь вчера, сегодня и завтра», 25-27 апреля 2013 года, а уже сегодня на территории университета хозяйничают вооруженные люди и сепаратисты. К сожалению, Донецкий регион превратился в «мертвую зону» и неизвестно, что будет с местным евангельским христианством дальше.
Тем не менее, последнее крупное мероприятие международного характера состоялась и недавно вышел сборник докладов одноименной конференции, который любезно напечатан издательством «Коллоквиум». Прошедшая конференция в Донецке, собравшая ярких отечественных богословов и философов евангельского толка, стала первой, которая признала что сегодняшний «человек стоит на распутье», а вместе с ним и общество. Куда ему идти? Но выбор сделан. Евангельское понимание церкви перестало быть шаблонным, особенно после «майдановых» событий зимы 2014 года в Украине.
Но вернемся к темам конференции, которая была запечатлена в сборнике докладов. Восемь спикеров говорили о разных областях богословия церкви. Тезисы подавались как с философских, так и с богословских высот. Представители разных конфессий заговорили о церкви актуально и о наболевшем, используя дискуссионную площадку известного университета. Наверное, это последняя встреча в формате, ведь теперь москвичей и киевлян вместе не соберешь… Конечно, спустя полтора года, акценты резко изменились, и теоретические вопросы отошли в сторону. События социальных потрясений и военных действий, с которыми столкнулась Украина, не без помощи соседнего государства, трансформировали все. Теперь нужно говорить о беженцах, гуманитарной катастрофе, войне… Темы, о которых нелегко говорить в уже сформированной институции, как евангельская протестантская церковь, для которой свое здание и является индикатором существования или не существования социальной катастрофы.
Какой будет церковь?
Об оголенной эсхатологической реальности сегодняшнего дня уже говорили тогда в апреле 2013. Тема эсхатологической общины, которая занята социальными вопросами, всегда было непопулярной темой. Но отсчет непопулярного разговора был начат, как ни странно, в Донецке… Нужно здесь отметить, что «эсхатологическая» община является пророческой и контркультурой, берущей свое начало в Иоанне Крестителе, который не отмежевывался только духовными вопросами покаяния, но говорил о социальном грехе царя, который в итоге его и казнил… Отсутствие страха смерти перед властями, это как раз тот потерянный «духовный» элемент многих евангельских лидеров, о котором метко заметил доктор философии Черенков, подчеркивая низкий «духовный авторитет церкви и ее служителей».
Менеджмент в управлении церкви нужен, но эксперты в области церковного руководства, такие как Билл Хайбелс, не могут ничем помочь церкви во времена аннексии и необъявленной войны, когда поместная община не увеличивается, а наоборот уменьшается. Все их лекции и семинары не могут ответить на вопрос церкви: как нам жить во времена нестабильной государственности.
Церковь эпохи постмодерна
По мнению доктора философии Юрия Черноморца, — «богословие приходит в современную культуру с пророческой миссией, понимая, что никто другой не может показать путь спасения в эти времена разрушения града человеческого». Другими словами, лик богословия переживет определенные метамарфозы, чтобы стать теологией кризиса, теологией освобождения и радикальной теологией.
«Град человеческий» разрушается на наших глазах. Проект мирной Украины благополучно похоронен военными действиями в Донецкой и Луганской областях. Проведение IV евангельского собора было отменено в 2014 году, в связи с захватом боевиками и сепаратистами Славянска. Хотя этот собор должен определить «дорожную карту» русских протестантов, которые держали в поле зрения и Украину, и обосновать теоретически, как происходит сотрудничество между государственными структурами и церковью. И соответственно показать наиболее яркие и успешные примеры такого сотрудничества. Но то, что произошло в Украине, привело к серьезному разрыву в сотрудничестве между украинскими и российскими протестантами, а также подчеркнул украинский поворот в пользу самостоятельности от российской стороны. Теперь «Москва евангельская» уже не имеет того сильного влияния на Киев протестантский и Украину, как это было еще год назад… Это значит, что церкви нужно подойти практически к осуществлению того, как у себя и на своем месте показать «путь спасения, во времена разрушения»?
Другими словами церковь эпохи постмодерна сталкивается с постоянным хаосом, который разрушает не только основы культуры, но и нормы международного права, принеся «варваризацию» и новую эпоху «темного средневековья».
Возвращение к азбучным истинам
Михаил Дубровский, размышляющий о тайне церкви, пытается обратить внимание на библейские основы церкви, которые должны определять церковные формы. Это конечно правильно, но возвращение и анализ библейского богословия церкви, может привести к смене сценария, по которому церковь жила все свое время. Здесь всегда нужно учитывать и деноменационный фактор. Хотя мы и приводим людей ко Христу, но они приходят в конкретную поместную церковь, которая несет конкретную богосложебную традицию, догматику, опыт и практику жизни. В итоге возвращение к азбучным истинам не всегда контролируемый процесс. Здесь можно обратить внимание на яркий пример — «теологического поворота» Карла Барта. Отказавшись от либерального богословия после окончания Первой мировой войны, он так и не смог полностью вернуться к богословию реформации. Знаменитый комментарий Послания к Римлянам, фактически ознаменовал начало новому витку в современном протестантском богословии – неоортодоксии, которое фактически предварило смену модернистской эпохи – постмодернизмом.
Богослужение как встреча с Богом
Наиболее ярким и самым актуальным докладом апрельской конференции «Церковь, вчера сегодня и завтра» является месседж Виктора Ляху о богослужении, как созерцании. Вообще, тема богослужебной практики для протестантских церквей является их «ахилессовой пятой». Ведь практически все богослужение в евангельских церквах вращается вокруг проповеди. Соответственно проповедь должна быть подготовлена таким образом, чтобы посетитель был готов придти и в следующий раз, чтобы послушать проповедника. Эта евангельская традиция, по разному трансформирующаяся в различных евангельских церквах исходит еще от Ивана Проханова (лидера евангельских христиан в двадцатых годах ХХ столетия в Советской России).
Именно его харизматический талант проповедника и брался за основу, как пример. В итоге, в погоне за харизматическим глашатаем слова, церковь не заметно столкнулась с подменой – в место пророчествующего проповедника, несущего Слово Божье с ощущением вдохновения от Святого Духа, мы видим красноречивых ораторов с высочайшего класса риторическими и художественными способностями. И здесь нужно отдать должное, ведь именно красноречивых мы и ищем. Нам ведь нравится эмоциональный накал, игра голосом, энергетика, жестикуляция и артистизм! В итоге, слушая проповедника, мы можем не придти к Богу. С этой проблемой чаще всего сталкиваются мега церкви, многие из которых потерпели крушение. Так одна из эпотажных киевских церквей – «Посольство Божье», которая еще в 2008 году позиционировала себя, как самая большая евангельская церковь в Европе, и насчитывала около 30 тысяч прихожан, на сегодняшний день не может похвастаться большими посещениями, а численность сократилась до одной тысячи…
В связи с этим приходиться констатировать факт, что многие, кто пришел к Богу в евангельской церкви, вдруг находят себя в традиционных исторических церквах, где созерцательная сторона богослужения находится на высоком уровне… А что протестанты? Мистический элемент евангельского богослужения еще не раскрыт, но вместе с тем, интерес к проповеди значительно угас… Уже не интересны глубоко теологические проповеди, особенно если ощущается принадлежность к той или иной теологической школе или направлению. В связи с этим доклад Виктора Ляху становится как никогда актуальным и направленным на смещение акцента с пастора, на Бога, о котором в общем-то и проповедует служитель.
Женщины могут стать рукоположенными служителями
Спорная тема о рукоположении женщин в церкви подняла Надежда Ружина, которая неоднократно ощущала на себе проблему гендера в служении как в церкви, так и во время преподавательской и академической деятельности в Донецком христианском университете. Достаточно хорошо подготовленная обзорная статья о том, что думают о рукоположении женщин и их пасторском даре лидеры известных отечественных евангельских деноменаций, а также их зарубежные коллеги, книги которых переведены на русский язык. Хотя Надежда не предлагает конкретного решения, тем не менее, из ее доклада ясно, что тема актуальна и выходит за рамки догматических, а значит вполне возможно, что через короткое время женщин уже не будут воспринимать как тех, кто ниже по рангу служения с мужчинами в Божьем Царстве.
Разочарование после очарования…
Завершающая статья в сборнике принадлежит Александру Жибрику из Беларуси. Тема затронутая им, не является новой, потому что о разочаровании в церкви уже писалось неоднократно американскими авторами. Теперь проблема разочарования в церкви, а значит и ее осмысление, пришла и в постсоветскую богословскую реальность.
Уже нет того страха в поднятии этой темы, как если бы он был еще пять-десять лет назад. Тема разочарования поднята и для Жибрика она подразумевает, что такое состояние духа, является частью необходимого религиозного опыта верующего человека. Все становится понятным, если учесть что вся евангельская схема организации и развития церкви сосредотачивалась на авторитете лидера и соответственно, если он потерял свой авторитет, то в итоге это приводит к разочарованию в церкви. Это связано с тем, что церковь рассматривается в контексте успешной деятельности пастора и если что-то не так, то рушится все. Тем не менее, данная парадигма смещается, хотя и болезненно. Уже столько активного интереса к лидеру, в котором затем разочаровываются, уже не видно, кроме небольших и крайних групп в харизматической среде.
Что будет дальше?
Данная конференция, имея международный формат, подняла актуальные темы и ожидает своего продолжения. Уже ясно, что в ближайшее время она не состоится в Донецке, но такая возможность есть в Киеве или во Львове. Нужно отметить здесь, что на фоне угасания богословских учебных заведений деноменационного характера, очень сильно возрастает роль тех богословских учебных заведений, которые являются межденоменационными и готовыми стать необходимой теологической площадкой для диалога.
Важно отметить, что богословская рефлексия продолжается, а актуальные темы, которые требуют своего дискурса появляются с невероятной скоростью, поэтому есть смысл проведения следующей конференции такого плана в 2015 году.
Константин Тетерятников специально для Ideas4God

Коментарі

Популярні публікації