«Барака» - фильм без слов, но с глубоким подтекстом…

«Барака. Мир за пределами слов» - так называется документальный фильм Рона Фрике, созданный в 1992 году. Фильм создавался на протяжении 14 месяцев в 24 странах. Практически без слов и со специфическими мелодиями и звуками, фильм представляет собой коллаж невербальных повествований религиозного содержания, быстро сменяющих друг друга и представляющих самые разнообразные духовные практики известных и малоизвестных религиозных систем, а также явления природы и деструктивные способности человека. Непосвященный зритель не сразу может уловить быстроту сюжета и определить, что это за религиозный обряд, но в процессе просмотра он уже и не пытается все уловить и проконтролировать, отдавшись гамме невербальных эмоций. Фильм не простой и название само говорит за себя. Барака - с арабского, благословение или благодать, что в исламском мистицизме несет идею особой энергетической эманации, нисходящей от Аллаха на пророков и святых, через которых она может быть ниспослана и обычным людям. Но природа этой «благодати», имеет некий магический и волшебный оттенок, находящий отражение практически во всех религиях. Автор, как видно из фильма, увлечен религиозной практикой, которая не несет вербальной нагрузки и в этом плане ощущается его ориенталистский настрой, где важна не словесная, а символическая и визуальная нагрузка. И хотя автор не противопоставляет одну религию другой, все же видно преобладание Востока над Западом. Запад противопоставляется своей техногенной быстротой и шаблонностью, в то время как Восток своей стихийностью, естественностью и природностью, а это ближе к реальности, и соответственно является истинным… В этом плане, христианство, особенно в протестантском выражении, выглядит скудно и не интересно. И в этом проявляется разочарование автора в христианстве, которое по-прежнему в численном показателе доминирует в религиозном мире. С другой стороны молчание, как способ провозглашения непостижимого Божественного образа уже в другом формате, граничит с апофатизмом то ли в православном восприятии, то ли в протестантском Бартовском духе, где главное прославление Бога, а не провозглашение Его, о котором мы грешные люди рассказать не можем… Сила фильма в тайне бытия, которое показывается, а не объясняется и тем самым ввергает зрителя в состояние непонимания и интеллектуального тупика. Бог по-прежнему остается Тайной и Невыразимым, Калейдоскопом цветных картинок и Загадкой бытия, дающей всем жизнь, не давая объяснений почему и зачем… Автор играет контрастами, как бы приглашая посмотреть на мир не стереотипно, а многогранно. Ощущается мистика, которая выворачивает наизнанку и показывает всю бессмысленность человеческой цивилизации, искусственность существования и духовный вакуум, который не дает жить гармонично, но постоянно преследующий человека, которому необходимо просто «остановиться» и замереть. Хоть ненадолго приостановить этот ежесекундный безостановочный «Сизифов» бег… Фильм кричит о необходимости остановки, о том, что человеку нужно хотя бы на небольшое мгновение стать частью тишины и безмолвия природы, чтобы ощутить красоту и многообразие жизни, в том числе и человеческой… И не проглядеть Бога, который оказался не замеченным современным цивилизованным человеком.

Коментарі

Популярні публікації