Перспективы воспитания служителей: прошлое, настоящее и будущее




Воспитание служителей в баптистской традиции за последние тридцать лет пережило несколько этапов трансформации, но основными составляющими воспитания были как теоретические знания, передававшиеся через обучение, так и практические навыки, передававшиеся через личное наставничество.
В баптистской традиции всегда ценилось библейское образование и от пастора ожидалось, что он будет грамотным и знающим Слово Божье, хотя и не предавалось этому главного значения, а нравственный облик и призвание всегда были ключевыми в определении на служение, но уже в процессе включения в служение, определялась и необходимость повышать свои знания и навыки.
С другой стороны мы можем наблюдать следующую спираль развития различных моделей и перспектив воспитания служителей. В годы режима, не смотря на присутствующий фактор обучения мы видим основной акцент на личное наставничество в процессе воспитания служителей. В 90-е годы и последующее десятилетие мы видим доминирование богословского академического образования с малым присутствием личного наставничества. Параллельно с этим происходит развитие и личного наставничества, но уже без богословского образования. Сегодня мы наблюдаем все больший и больший интерес к личному наставничеству без академизма богословского образования. Есть достаточно влиятельная группа молодых пастырей, которые не имеют богословского образования в традиционном смысле этого слова, но тем не менее успешны в своем пасторском служении и не уступают по силе влияния тем пасторам, которые имеют  богословское образование. Также наблюдается тенденция к симбиозу в процессе воспитания служителей, которая связывает между собой богословское образование, постоянное обучение и личное наставничество.
В данной работе будут рассмотрены модели воспитания служителей во времена советского режима, а также в постсоветский период. Мы увидим различные акценты и направления, которые формируют новую парадигму воспитания, ориентированную на эклектику и соединение различных форматов в одно целое.

Модель воспитания служителей в эпоху режима
Модель воспитания служителей в эпоху режима имела свои особенности, проходила в подпольном формате и сочетала в себе учебную программу заочных библейских курсов (ЗБК) с личным наставничеством авторитарного характера, где ценилось полное послушание ученика, который учился пасторским навыкам у учителя.
Благодаря этому подходу были подготовлены сотни служителей в Советском Союзе. Этот подход имел определенные ограничения: не все имели доступ к тем редким информационным ресурсам (учебникам, пособиям, конспектам лекций), которые все же были в наличии. Возможность учиться в ЗБК в Москве была у единиц, но та база, которую получали служители во время обучения в Москве, распространялась по церквам и была взята за основу, как необходимый материал в процессе воспитания служителей на местах.
Воспитание в эпоху режима имело личный характер, когда служитель найдя в рядах церкви верного и ревностного христианина, прежде проверив его, обучал навыкам проповеди, пасторского руководства и попечения. Сам подход обучения был авторитарным в том плане, что ученик равнялся только на учителя и подчеркивал полное послушание ему.

Модель подготовки служителей в постсоветский период. Роль семинарий и колледжей
Началом отсчета нынешней модели воспитания и подготовки служителей можно считать 1989 год. Это год основания Одесской богословской семинарии.[1] Суть нынешней модели заключается в следующем: евангельский верующий, желающий стать эффективным и квалифицированным служителем должен получить соответствующее богословское образование, с серьезным акцентом на изучение Библии, герменевтики, языков, систематического богословия и прикладных дисциплин типа гомилетики, пасторского служения, евангелизма, ученичества и т.д., которое фактические заменило модель воспитания служителей в эпоху советской действительности. После распада Советского Союза в 1991 г., богословское образование набирает огромный темп и буквально за несколько лет образовываются десятки различных школ разного академического уровня. Интерес к семинариям был удивительно велик! Энтузиазм и оптимизм первых абитуриентов впечатлял. «Помню, какую радость я испытал, поступив в христианский университет. Я аккуратно прижимал к груди письмо о зачислении в первый набор богословской школы», - пишет студент начала 90-х.[2] Особенно привлекал стационарный формат обучения, подразумевающий полное посвящение обучению. Мечта многих пасторов советской эпохи о возможности изучения только Писания сбывается, но к сожалению не с ними. Это место заняла молодежь, которая не всегда могла успешно воспользоваться возможностями и результатами богословского образования.
На этом этапе, мало кто видел, что богословское образование было всего лишь копией фундаменталистской традиции в евангельском богословском образовании Северной Америки, которое было импортировано в постсоветские страны с Запада. Об этому почему-то начали говорить спустя двадцять лет после… Доктор Андрей Пузынин в своем интервью сайту «Слово для тебя» говорит – «Зачастую, эти программы не являются контекстуально-актуальными для нашего общества, т. е. там, зачастую, преподается американское или западно-евангелическое богословие, написанное в другом контексте, которое ставит другие вопросы».[3] Ту же мысль подчеркивает и его оппонент доктор Михаил Черенков в своем интервью порталу http://baznica.info – «Мы живем в парадигмах образования, импортированных из советского времени или из западных семинарий полувековой давности».[4] Почему такие негативные отзывы? И это говорят те, кто связан с богословским образованием напрямую. Отчасти это связано с тем, что нынешняя модель воспитания служителей так и не решила проблему кадров. Евангельские церкви как тогда, так и сейчас ощущают нехватку служителей. Например, из 2835 церквей ЕХБ в Украине[5] около 700 общин не имеют пастырей и это составляет 24% церквей.
Выпускники богословских учебных заведений, вместо того, чтобы полновременно заниматься служением, ради которого они отдали 4-5 лет своего драгоценного времени на стационар в богословских ВУЗах, ушли в бизнес или эмигрировали. Взаимосвязь учебных заведений с церквами, так и не появилась. Тема о взаимосвязи между церковью и семинарией обсуждается уже на протяжении четырнадцати лет, но актуальность темы и нерешаемость вопроса по-прежнему остается.
Богословское образование, воспринявшее традиционную образовательную систему, с ее квалификационными уровнями, аккредитацией и стандартами, должно было подготовить профессионалов, но служение в церкви по-прежнему является неоплачиваемым в своем большинстве и местом для энтузиастов, волонтеров и любителей. Выходит богословское образование церкви не нужно, ведь профессионализм и образованность служителя, это прежде всего его личное дело, а не общий стандарт. Если нет требований, чтобы пастор на обязательном уровне учился и без необходимого академического уровня не мог бы осуществлять пасторское служение в церкви, то и интерес к обучению, будет постольку поскольку.[6]

Альтернативные форматы подготовки служителей
На фоне неспособности богословского образования удовлетворить запросы церкви в плане воспитания служителей, появляется целый ряд образовательных движений церковного формата, среди них – Школа без стен[7], церковная библейская школа «Алмаз»[8], школа творчества, ученичества и развития молодежи - ШТУРМ[9] и другие. Пока безусловным лидером в данном формате является Школа без стен – движение начатое еще в 2004 г. Ассоциацией «Духовное возрождение» объединяющее на сегодняшний день студентов из 300 евангельских церквей в 12 странах и 75 филиалах.[10]
Альтернативные форматы попытались выйти за рамки стен академии, предложив неформальное обучение, целью которого является формирование следующего поколения лидеров, служащих в церкви и влияющих на общество. Но данные форматы являются массовыми и имеют туже дидактическую составляющую – обучение вместе для определенной цели. Такой формат не может заменить наставничества, но предлагает возможность совместного обучения.

Возвращение к истокам: ученичество, как ключевой фактор воспитания служителей
Любой формат образования не может заменить роль ученичества, подразумевающего неформальность обучения «один на один». Неформальность подразумевает также серьезный акцент на непосредственную практику и менторство, когда ученик фактически закреплен за мастером. Такой подход в обучении имеет огромный положительный эффект, но требует также и огромных затрат временного, ментального и эмоционального характера. Это фактически – «впустить с свою жизнь другого человека с целью воспроизвести себя – свой талант, свой характер, свои ценности и навыки. Такой вид обучения ярче всего проявляется в Новом Завете на примере Иисуса Христа и его двенадцати учеников.
Сила учительства Иисуса Христа заключалась не только в ясной методике, энергетике слов и  харизме личности. Его сила заключалась в установлении такой системы ученичества, в которой Его последователи в конце процесса становились учителями Его уровня. Вместо того, чтобы в самый ответственный момент отдать 100% себя служению людям, он набирает себе команду из двенадцати и посвящает себя им. Этот приоритет поначалу сохранялся в первохристианской общине. Именно учениками называют последователей Иисуса в Иерусалиме. Только спустя несколько лет, в Антиохии Сирийской учеников Христа впервые называют христианами.
В своем последнем воззвании к своим ученикам Господь призвал своих учеников –сделайте учениками Его последователей из всех народов. Эта фундаментальная идея ученичества и подразумевает, в чем же сила древнего христианства – в преобразовании мировоззрения и характера учеников.
Фактически изначально, христианство развивалось как движение учеников, которое вносило в их жизни серьезнейшие изменения в их понимании, убеждениях и ценностях. В этом плане оно не было таким многочисленным, но уверенно развивалось. Три тысячи, а через некоторое время пять тысяч обращенных, это лишь фрагменты великого движения ученичества, начатого в день Пятидесятницы. Ведь обратившиеся в Иерусалиме не были из числа коренных жителей Иерусалима. Это были паломники, пришедшие на праздник из разных стран и провинций огромной Римской империи, которые впоследствии и стали теми первыми миссионерами, которые понесли Евангелие Иисуса Христа в мир! Сама церковь в Иерусалиме была небольшой и не сформированной как организация. Иерусалимская церковь была феноменом ученичества и христианской коммуны. Апостолы учили, а церковь жила на основании этого учения. Хотя в Деянии Апостолов мы и не видим, что ученики Христа буквально сформировывали группы двенадцати, но ясно одно – они учили в самой домашней обстановке, как и написано – «преломляя по домам хлеб…» (Деян.2:46).
В дальнейшем, это движение ученичества было подхвачено Апостолом Павлом и возведено в принцип, о котором мы читаем в 2Тим.2:2 – «…что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». Павел призывает своего верного ученика – Тимофея к продуктивному ученичеству. Фактически он указывает, что влияние ученичества закрепляется тогда, когда есть четыре поколения обучающихся. Из текста мы видим, что это сам Павел, его ученик Тимофей, верные люди и другие…
Последнее письмо апостола, фактически предлагает программу действий новозаветной церкви в послеапостольский период, где ценность служения сосредоточена в служении конкретной личности. Павел развивал Тимофея. Тимофей ищет среди большинства в церковном собрании верных людей. Верные люди сосредоточены на обучении других верных людей, и только таким образом происходит преобразование общества и влияние христианства в мире.
Ученичество предполагает, что последователь будет похож на своего учителя. Другими словами, что делает сегодня учитель, завтра будет делать и его ученик. Этот принцип заставляет задуматься многих, которые становятся на этот путь, что они реально делают в этом мире? Другими словами, ученичество заставляет честно и критически переосмыслить себя и свою деятельность, чтобы сосредоточиться на самом главном.

Факторы, повлиявшие на становление служителя
            Делая опрос молодых пасторов и служителей на определение факторов повлиявших на их формирование в призвании служителя, необходимо подчеркнуть, что большинство из них отмечают, что личное менторство «старшего» служителя являются ключевым в процессе воспитания служителя. Личное менторство подразумевает формат обучения через практику, когда ученик воспитывается и учится навыкам находясь рядом с учителем, смотря на его пример.
            Немаловажным фактором является и момент самообразования, когда в процессе изучения Библии и серьезной богословской литературы формируется мировоззрение служителя.

Модель будущего: синтез
            Задумываясь о перспективах воспитания служителей, невольно приходишь к выводу, что модель будущего должна быть синтетической, соединяя в себе несколько разных форматов обучения ввиду того, что каждый из них сам по себе не является самодостаточным в современную эпоху жизни.
            Соединение различных форматов обучения обусловлено временем, диктующим свои правила. Уже недостаточно одного высшего образования на всю жизнь, т.к. знания нуждаются в постоянном обновлении и дополнении.
Уже недостаточно только обучения в классе, многие знания можно получить и вне его. Новые формы, такие как  дистанционного обучение, вебинары, скайп-конференции и т.д. расширили наши возможности и тем самым поставили под вопрос существование формального обучения. И хотя центры образования еще не утратили своей значимости, но борьба за студента диктует все новые и новые правила.
Насыщенность знаний приводит к необходимости жесткого отбора кадров не по принципу знания, а по принципу имения, что включает в себя и характер служителя. Это становится особенно ясно сейчас, когда учебные заведения не могут решить дефицит пасторов и служителей. С другой стороны, отказ от обучения также не уместен. Церкви, которым служат пасторы, нуждаются в качественных и хорошо подготовленных проповедях, качественном и квалифицированном душепопечении, руководстве, наставничестве. Другими словами, новая парадигма воспитания служителей должна включать в себя как обязательный фактор и так называемое теоретическое – университетское обучение и обучение через наставничество – непосредственно у пастора. Такое обучение должно быть целенаправленным, а не хаотичным, и иметь индивидуальную программу развития.
Перспективы воспитания служителей на сегодняшний день таковы: обучение должно быть целенаправленным, индивидуальным, сочетать в себе и интеллект и интуицию, и теорию и практику, и знания и навыки

[1] http://www.odessasem.com/seminary/history.html
[2] Турлак Олег. Церковь и богословское образование в бывшем СССР: Что было сделано не так? ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. – К.: «Дух і Літера», 2011, - 123 с.
[3] Андрей Пузынин: нам нужны христианские научные сообщества. http://www.word4you.ru/news/11154/
[4] Проблемы богословского образования: изоляционизм себя исчерпал, будущее за университетами. http://baznica.info/article/problemy-bogoslovskogo-obrazovaniya-izolya

[5] http://ecbua.info/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=142
[6] Школа без стен на фоне кризиса евангельского богословского образования в постсоветских странах.

http://teteryatnikov.blogspot.com/2010/11/blog-post_20.html
[7] Школа без стен – программа христианского образования для молодежи. http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=60&Itemid=82
[8] http://almaz.in.ua/school
[9] http://www.kecu.ru/programy/sertifikatnye/shturm.html
[10] http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=60&Itemid=82

Коментарі

Популярні публікації