Как через профессию быть миссионером?

Миссионерство в Украине переживает процесс переосмысления и выхода за рамки представлений, что миссионер – это только основатель новых церквей и это его основная профессия. Представление о миссионерстве расширилось, но и само понятие миссии стало другим. Миссия – это не просто дело церкви, - это дело Бога, а значит миссионер включается не только в дело церкви, но и в дело Бога. А что делает Бог сегодня? Этот вопрос зависит от наших богословских взглядов.
Традиционно, в евангельских церквам мы говорим, что Бог сегодня спасает людей. Но когда мы пристально всмотримся в этот тезис, мы обратим внимание  - что Бог уже совершил спасение на кресте, а вопрос спасения людей нужно понимать шире, нежели момент покаяния и крещения, для жизни в загробной реальности. Говоря о спасении, мы ведь говорим о нашей жизни на Небесах, забывая о земле… Мы фокусируемся на небесном, забывая о своем земном предназначении и о том, что земля также сотворена тем же Богом, что и небеса.
Спасение можно воспринимать комплексно, как начало восстановления мира, поврежденного грехом  и здесь восстановление касается не только юридической стороны, через покаяние и крещение, но непосредственно жизненных вопросов.

1. Что такое миссия в профессии?

В связи с этим миссия в профессии, это фактически выражение восстановления Божественного порядка в профессии. Что такое миссия в профессии? Это соединение двух поручений Бога в жизни христианина. Миссия – это призыв идти в мир и готовить учеников, через проповедь, жизнь и научение. Профессия – это призыв управлять землей. Миссия в профессии – это служение христиан в обществе, через свою профессию, где «соль» и «свет» выполняют свое непосредственное предназначение в обществе. «Мы свет мира!» «Мы соль земли!» (Мф.5:13-16). Здесь миссия в профессии затрагивает этические аспекты, подразумевая, что быть светом и солью в профессии, также значит рассматривать труд – как добродетель, и поэтому необходимо работать добросовестно, качественно и усердно. «Чтобы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей» (Кол.3:23).
В таком подходе к труду, на сегодняшний день нуждается все постсоветское общество, которое к своему опыту знания социалистического труда в советских реалиях, добавило и опыт «дикого» капитализма постсоветского типа.
Для постсоветских евангельских протестантов – их трудовая доктрина, это нереализованный ресурс, который только сейчас воспринимается как стратегия к действию, а «миссия в профессии» является логическим выражением протестантской трудовой этики. Ведь через свой труд и через достижение успеха в своей профессии евангельские протестанты в итоге могут распространить Божье сияние в этом мире и тем самым прославить Бога. Если это так, то почему самые христианские миссионерские профессии – профессии врача и педагога, оказались невостребованными для постсоветских евангельских христиан? Данная проблема связана прежде всего с тем, что эти профессии за последний век вышли за рамки традиционного фундаменталистского христианского мировоззрения из-за принять эволюционистских и дарвинистских воззрений. Из-за этого они оказались выброшены из миссионерского инструментария, в то время, как в самой церкви миссиология была узко воспринята – как основание новых церквей… Христианские лидеры неоднократно заявляли – что миссиология и есть – основание новых церквей и поэтому будущим миссионерам преподавались в первую очередь дисциплины по менеджменту и коммуникации, а умение убеждать людей словом становилось чуть ли не главной задачей в подготовке.
Сегодня же, из-за политических и правовых реалий, миссионеры – основатели новых церквей оказались без аудитории, а не используемый инструментарий педагога и врача, становится недостижимой реальностью без соответствующего образования. Что же делать?
Христианам ничего не остается делать, как пересмотреть свое понимание миссии и по-новому взглянуть на возможность использования профессии врача и педагога, с миссиологической перспективы!
Здесь мы не только преодолеваем вечное ощущение, что мы «потеряли возможности» из-за непрофессионализма и неумения использовать возможности на дело миссии, но мы и приобретаем целые специальности для Христа! Притом, что Христос в Новом Завете был и учителем и врачом!
В данном семинаре будет предложен пример двух известных по своему личностей в сфере медицины и образования. Один из них – известный богослов Альберт Швейцер, который стал нобелевским лауреатом благодаря своей врачебной практике в Африке. Второй, Грег Мортенсон – директор Американского Института центральной Азии (ИЦА), который был занят постройкой школ в северном Пакистане. Их пример, может вдохновить новое поколение евангельских миссионеров постсоветских стран в том, чтобы использовать ресурс медицины и образования, для того чтобы в итоге осуществить миссию церкви в мире. Их пример является больше эмоциональным для нас, нежели имеющим практическое применение в наших контекстах. Они – это пример людей, которые применили свое христианское мировоззрение в конкретной ситуации жизни, направляя ее на служение людям, один в сфере медицине, другой в сфере образования.

2. Пример врачебной практики: миссионер, врач, богослов – несколько слов об Альберте Швейцере
Альберт Швейцер - (1875 —1965) — немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Личность неординарная и противоречивая, но ставшая известной не просто благодаря своей теологической деятельности, а прежде всего из-за практической – врачебной практики. После издания его известного труда по теологии – «Поиски исторического Иисуса» (1906), он переключился на музыку, издав книгу о Бахе («И.С.Бах», 1908), а затем начал изучать медицину, чтобы в итоге отправиться с миссией в Габон (Африка) и основать там больницу.[1] Там в Габоне, он посвятил себя служению больным, что сделало его всемирно известным.
Не смотря на возможность построения своей карьеры в области богословия, в свои 26 лет он принимает решение учиться на врача и здесь он добился не только признания, но и серьезных достижений. Фактически, он стал миссионером через эту профессию. И это не смотря на то, что будучи немцем, он достиг своих успехов тогда, когда Германия оказалась поверженной после І и ІІ мировых войн.
Как его точно охарактеризовал А. А. Гусейнов в своей статье «Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера», подчеркивая его титанический труд: «Одно из ярких выражений рационализма как жизненного принципа Швейцера — его фантастическое трудолюбие, непрерывное, систематическое, ставшее естественным способом его человеческого существования. Изучая медицину, Швейцер не прекращал преподавать в университете, почти еженедельно выступал с проповедями, вел интенсивную исследовательскую деятельность — завершил работу об истории изучения жизни Иисуса, подготовил немецкое, вдвое расширенное по сравнению с французским, издание книги о Бахе, написал «Историю исследований учения апостола Павла», работу об органостроении, издал сочинения Баха с практическими указаниями для исполнителей, продолжал активно концертировать. Такой напряженный ритм жизни, оставляющий для сна 3—4 часа, становился для него почти нормой».[2] 
Швейцер фактически является примером того, как богословие может трансформироваться в миссиологию, если избирает профессию врача. Это пример и вызов для всех евангельских теологов осуществляющих свою деятельность в постсоветских странах.

3. Пример работы в сфере образования: Грег Мортенсон, основатель школ в северном Пакистане
            Грег Мортенсон, сооснователь и директор Института центральной Азии (ИЦА), которая занимается постройкой школ для девочек в Пакистане и Афганистане интересен тем, что он увидел свое призвание в том, чтобы помогать тем детям, которые по определенным причинам не могут получить образование. История этого американца начинается с того, что он столкнулся с жестокой реальностью детской безграмотности в Пакистане, когда еще  приезжал в эту страну в качестве альпиниста.[3] Это заставило его изменить свое жизненное призвание и посвятить себя для филантропической деятельности в сфере образования. За период с 1995 по 2010 гг. было построено 171 школа для 65 000 детей. В своей книге «Три чашки чая» он говорит: «я считаю, что все люди планеты должны в течение следующего десятилетия объединить усилия в борьбе за всеобщую грамотность и детское образование. Более 145 миллионов детей в мире лишены возможности учиться из-за бедности, эксплуатации, рабства, религиозного экстримизма и коррупции, процветающих в разных странах».[4]
            Деятельность Грега Мортенсона описана в книге «Три чашки чая» в соавторстве с Дэвидом Оливер Релин, вышедшей в 2006 г. и ставшей мировым бестселлером. Не смотря на острую критику, уличение в финансовых махинациях и сомнения в отношении некоторых фактов, описанных в книге, никто не сомневается в главном, в том, что Грег занялся основанием и постройкой школ в горных районах Пакистана.[5]
            В своей книге, Грег Мортенсон описывает то, как он совершенно неожиданно для себя включился в дело детского образования, которое, по его мнению может изменить ситуацию не только в регионе, но и в целом мире. Его жизнь изменилась благодаря тому, что он увидел отсутствие каких-либо условий для обучения в местной школе. Вот как он описывает этот момент – «он с ужасом увидел, как восьмьдесят два ребенка (семьдесят восемь мальчиков и четыре девочки, которым хватило мужества присоединиться к классу) сидят прямо на холодной земле под пронизывающим ветром».[6] Дети учились под открытым небом только потому, что здания школы не было в той деревне, где остановился Грег… Это шокировало Грега и настолько тронуло его, что он захотел помочь изменить ситуацию. Немаловажным моментом в биографии Грега является то, что он родился в семье лютеранских миссионеров в Африке, которые в свое время построили больницу в Танзании. Т.е., он не просто нерелигиозный гуманист, а человек, формировавшийся в миссионерской христианской семье. Фактически, то семейное воспитание, которое он получил и сформировало его. В этом плане, потенциал евангельского семейного воспитания, сориентированного на реализацию и расширение Божьего Царства, как это звучит в молитве Отче наш – «да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, и на земле как на небе…» (Мф.6:10), может стать мощным осуществлением в жизни тех христиан, которые избрали для себя сферу образования, как возможность осуществить свое жизненное призвание и приобрести профессию.
            Пример Мортенсона в плане инвестирования в образование, заслуживает внимания. Желание строить школы для мусульман и с мусульманским образованием, является смелым решением. Ведь принеся возможность образования, он тем самым поднял вопросы бедности, гендерной и социальной справедливости, а также указал на важность и силу не религиозного образования, которое не культивировалось в Пакистане и противопоставлялось религиозному образованию ваххабитов, которые насаждали свои школы в Пакистане и делали из них места для подготовки террористов.
            Конечно, образование в постсоветских странах отличается в лучшую сторону от той ситуации в Пакистане и Афганистане, о которой мы читаем в книге Г. Мортенсона, но значит ли это, что христианам нет до этого дела? Конечно, у нас другие проблемы, но отсутствие интереса церкви к этой сфере профессиональной деятельности в постсоветских странах на лицо! С одной стороны, это понятно, ведь образование – консервативная сфера и здесь мало что поменялось за последние двадцать пять лет. С другой стороны, вопрос примирения теорий происхождения жизни для современной системы светского образования, является камнем преткновения для евангельских церквей, зараженных духом фундаментализма.
Фактически, фундаментализм – тормозит евангельские церкви в диалоге с обществом и научным миром. Шаг на встречу со стороны государства в сторону церкви в Украине, кажется незамеченным церковью… Пока ни одна евангельская семинария в Украине так и не получила государственную аккредитацию, а по пути аккредитации идет только межконфессиональная семинария в Киеве – Украинская евангельская теологическая семинария, интерес к этой теме со стороны остальных евангельских семинарий, а их в Украине более десяти, невелик.

Применимость в нашей реальности
Как это применимо в нашей ситуации? Сложность нашей реальности в том, что мы сталкиваемся с имитацией проведения необходимых реформ во всех сферах жизни. Как следствие, мы не видим положительных преобразований и как результат, жизнь не становится лучше, а только наталкивается на жесткую реальность пути по кругу.
С другой стороны евангельские церкви, занятые саморазвитием и миссионерством в первые два десятилетия после развала СССР, не обратили внимание на необходимость формирования трудовой этики, как дисциплины, наравне с церковным евангелизмом, чтобы в итоге положительно влиять на общество. Церкви, сосредоточившись на «спасение человеческих душ»,[7] выпустили из своего арсенала долгосрочную стратегию влияния через создание философии «нового общества», которое бы через воссозданную протестантскую трудовую этику, могло преобразовывать изнутри общество.
Кажется, что для церкви важнее «краткосрочное» влияние на общество через кризисную социальную помощь, в том плане, что мы «исцеляем раны общества», стремясь урегулировать проблемные зоны, так и не борясь с их причинами. В этом плане церковь не обращает внимание, что такие сферы как медицина и образование ушли с ее поля влияния, что в итоге приводит к тому, что церковь оказывается неспособной положительно оказывать воздействие, на формирование нового поколения пассионарных лидеров для общества.
Евангельским протестантам постсоветских стран, нужно учесть силу влияния медицины и образования, чтобы затем в контексте протестантского богословия труда искупить и освятить эти сферы, чтобы в итоге быть влиятельными в обществе по сути.
Сейчас время принятия решений в долгосрочной перспективе для евангельской церкви в постсоветской действительности, а это значит, что верные люди евангельской церкви могут усилить ее, когда начнут целеустремленно осваивать «новые» территории, «забытые» сферы влияния церкви на общество. Сфера образования и медицины, являются «местом» встречи между Божьими людьми и раненными людьми этого мира, но преобразовать эту сферу можно лишь тогда, когда церковь примет ее в свое «лоно». Когда дети священников возьмут светские специальности и освятят их, ведь как смело выразился Андрей Мелешко во время своего доклада на ІІ Миссионерском форуме в Киеве – «Христос искупил труд, поэтому нам необходимо вступить в эту сферу и с помощью Святого Духа, освятить его».[8]




[1] Pierard, R.V. Швейцер, Альберт в Теологический энциклопедический словарь. Под редакцией Уолтера Элвелла. – М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003. – 1394 с.
[2] Гусейнов, А. А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера. http://guseinov.ru/publ/shv.html
[3] Мортенсон, Грег. Релин, Дэвид Оливер. Три чашки чая. – М: Издательство «Э», 2016. – 624 с.
[4] Там же, - 615 с.
[5]Станислав Кувалдин. Горький  чай благотворителей.  http://expert.ru/expert/2011/17/gorkij-chaj-blagotvoritelej/
[6] Мортенсон, Грег. Релин, Дэвид Оливер. Три чашки чая. – М: Издательство «Э», 2016. – 67 с.
[7] Пеннер, Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтения библейских текстов в контексте миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». - Черкассы: Коллоквиум, 2014. - 22 с.

[8] Движение «Миссия в профессии» было представлено на ІІ-ом  Миссионерском Форуме 26-27 августа в Киеве

http://bez-sten.com/news/3875

Коментарі

Популярні публікації