Шаги для примирения: практическое миротворчество
Тема примирения, как никогда актуальна для
Украины. Примирение касается всех сфер межличностных отношений, начиная с Бога
и заканчивая человеком. Алгоритм шагов примирения применим не только в
отношениях в семье, но и в обществе, работе, бизнесе, и не только между
представителями своей национальности, но и межнациональном плане. Также
примирение возможно и между народами, если эти народы готовы пройти этот путь.
Об этом говорят представители разных христианских
конфессий. Вот несколько заявлений разных церковных лидеров по поводу
примирения.
Баптистский пастор, Игорь Бандура говоря о возможных
шагах примирения,
отмечает, что:
«В процессе примирения нет альтернативы
встречам и диалогу между конфликтующими сторонами. Пока мы
разговариваем, у нас есть возможность найти понимание и работать над разрешением
конфликта. Откровенный разговор дает
возможность формировать более точное понимание ситуации и вырабатывать
адекватные меры реагирования. Правда обладает огромной силой и потенциалом, к изменению ситуации».[1]
Патриарх Украинской греко-католической церкви
Святослав отмечает, что к процессу процессу примирения стоит готовиться уже
сейчас. По его мнению, для примирения между украинцами и россиянами необходимо
сделать четыре шага.
«Прежде всего, примирение должно начинаться с определения правды и это
первый шаг. Без правды примирение невозможно. Мы должны признать те обиды,
которые нам нанесли, и признать те обиды, которые, возможно, мы кому-то
нанесли.
Следующий шаг – возмещение убытков, причиненных
агрессором, и установление справедливости. Потому что несправедливость нужно
исправить.
Третий шаг – нужно обязательно почтить память жертв
несправедливой агрессии, обиды. Надо им возместить то, что они пережили:
вернуть материальные потери, помочь залечить как психические, так и физические
раны. А значит, следует почтить попранное человеческое достоинство. Это очень
важный и необходимый элемент процесса примирения.
Четвертый шаг – необратимость этого процесса. Надо
сделать все, чтобы в будущем предотвратить подобные преступления. Так что
процесс примирения имеет также превентивное значение».[2]
Православный богослов, архимандрит Кирилл (Говорун) говорит о примирении
следующее:
«Ни в одной стране примирение не было
достигнуто путем замалчивания того, кто виноват в конфликте и кто пострадал.
Везде, в каждом конфликте, который нуждался в примирении, всегда сначала
назывался виновник, назывались жертвы, давалась оценка виновнику, оправдывались
жертвы, и потом стороны призывались к примирению. Но никак не в обратном
порядке: мол, вы сначала примиритесь, а потом мы вас рассудим. И тем более
никогда это не проходило без процессов осуждения».[3]
І. Определение понятия примирение
- Что такое примирение?
- Какие есть синонимы слову «примирение»? Назовите их.
Примирение – преодоление отчуждения и вражды с последующим восстановлением единства.[4]
Понятие «примирение» в богословском смысле в Новом Завете вводит ап. Павел
(хотя оно встречается и у Евангелистов – Мф. 5:24).
Примирение подразумевает перемену в отношении или характере.
Примеры:
Примирение в браке – 1 Кор. 7:11.
Примирение между иудеями и язычниками – Еф. 2:14 (11-14).
Примирение во Вселенной (Кол.1:20).
Две стороны примирения в Библии:
Примирение Бога с человеком
Примирение человека с человеком
ІІ. Библейские основы примирения человека с человеком
Примирение всегда подразумевает двусторонний процесс. Здесь нет игры в
одни ворота и это путь, который нужно пройти обеим сторонам противостояния,
чтобы в итоге произошли качественные изменения.
1. Основа примирения человека с человеком:
Через Христа мы примирены с Богом. Бог дает нам
служение примирения
2 Коринфянам 5:18-20
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам
служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не
вменяя людям преступлений
их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как
бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Вопросы:
- Когда мы примиряемся с Богом, какие происходят перемены,?
- Приведите примеры примирения из опыта своей жизни.
2. Примирение между христианами
Матфея 5:23-25,
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат
твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и
пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись
с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал
тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу».
Ответственность за первый шаг примирения, всегда остается за нами.
Вопрос:
- Почему тяжело сделать первый шаг в процессе примирения с тем, кого мы
обидели или кто обидел нас?
ІІІ. Шаги примирения
1. Обличение в грехе
Примирение начинается с определения правды. Без правды примирение
невозможно. Мы должны признать те обиды, которые нам нанесли, и признать те
обиды, которые мы кому-то нанесли. Одним из синонимов обличения, является слово
вразумление, подразумевающее наставление на правильный путь и исправление.[5]
Этот шаг подразумевает обличение не только в контексте межличностных
взаимоотношений, но и в контексте, когда правитель нарушает Божьи заповеди.
Самый яркий случай в Новом Завете, рассказывающий об обличении правителя в его
грехе, связан с личностью Иоанна Крестителя, который указал царю Ироду на его нечестивый проступок
(Мф. 14:3-4).
Когда мы грешим, нам может противостоять наша совесть или другие христиане.
Луки 17:3-4 – «выговори ему…»;
2 Тимофея 4:2 – «…обличай…»;
Галатам 6:1 – «исправляйте такового в духе кротости»
Вопросы:
- Почему все начинается с обличения?
- Почему этот шаг самый трудный?
2. Раскаяние и покаяние
Что такое раскаяние?
Раскаяние – это сожаление из-за
того, что мы сделали с последующим поворотом к новой жизни.
2 Коринфянам 7:9-10 –
«…вы опечалились к
покаянию; ибо опечалились ради Бога,
так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит
неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».
Вопросы:
- Что такое печаль ради Бога?
- Зачем нам необходимо «смягчение» сердца?
- Что вы думаете об образе Библии о качестве сердца: каменное и плотяное?
- Может ли кто-то поделиться своим опытом расскаяния?
Что такое покаяние?
Покаяние - перемена образа мыслей.
В Библии встречается около 92 раз и является одной из основополагающих частей
примирения. Покаяться, значит отвернуться от греха, чтобы делать то, что
правильно.
Иезекииль 18:30-32
«Посему Я буду судить
вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и
обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе
новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу
смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!»
Матфея 3:2-3
«Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Др. тексты о покаянии: Деяния
26:20, Откровение 2:5
Вопросы:
- Зачем необходимо покаяние?
- На основании чего вы можете сказать, что покаяние было истинным?
3. Признание
греха
Исповедать грех – значит признать, что мы сделали неправильно.
Мы говорим Богу и человеку, если в отношении него поступили неверно, что мы неправильно
сделали, и выражаем наше сожаление за это.
Иакова 5:16 –
«Признавайтесь
друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва праведного».
1 Иоанна 1:9-10.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен
и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если
говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в
нас».
Вопросы:
-
Почему нелегко признаваться в своих проступках другому человеку?
-
Почему важно признаваться в проступках?
- Текст
из Иакова- это правила на все случаи, или же там есть определенная ситуация?
Что вы думаете по этому поводу?
5. Прощение
Колоссянам 3:13
«…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как
Христос простил вас, так и вы».
Простить – значит не держать зла на человека, который нас оскорбил
или сделал что-то плохое.
Матфея 6:14-15, (18:21-35)
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения
их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Вопросы:
- Почему нелегко прощать? Где граница, когда прощать нелегко?
- Может ли кто-то поделиться опытом прощения?
6. Возмещение убытков
Самая непопулярная тема в процессе примирения. Не всегда возможно исправить
то, что мы сделали неправильно. Но Бог призывает нас делать все возможное,
чтобы возместить убытки, которые мы причинили.
Исход 22:1 –
«Если кто украдет вола или овцу и заколет или
продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».
Луки 19:8
«Закхей же, став, сказал Господу: Господи!
половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Вопросы:
- Почему возмещение убытков является самым трудным шагом на пути
примирения?
- Возможно ли примирение без возмещения убытков?
7. Воссоединение
Важно отметить прощение и примирение, совместным обедом. Мы это видим
на примере отца из притчи о Блудном сыне, когда он видя своего кающегося
младшего сына, не только простил его, но и в знак прощения созвал торжественный
ужин!
Луки 15:22-24
«А отец сказал рабам своим: принесите лучшую
одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите
откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой
был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».
Вопросы:
- Можете ли вы вспомнить пример празднования примирения на личном, семейном
и национальном уровнях?
- Почему в нашей культуре не празднуется примирение?
- Как вы думаете, важно ли празднование примирения? Почему?
- Как вы можете помочь тем, кто примирился, праздновать вместе?
ВЫВОДЫ: алгоритм примирения
Прежде чем пойти по пути примирения, необходимо понимать, что примирение – это преодоление отчуждения и вражды с последующим восстановлением
единства.
Шаги примирения следующие:
ü
Первый
шаг. Обличение в грехе
ü
Второй
шаг. Раскаяние и покаяние
ü Третий шаг. Признание
ü Четвертый шаг. Прощение
ü
Пятый
шаг. Возмещение убытков
ü
Шестой
шаг. Воссоединение
IV. Примеры примирения в истории
1. Важность личности в процессе примирения: пример
Конрада Аденауэра
Конрад
Аденауэр
Аденауэр, Конрад
(Adenauer), (1876-1967), государственный и политический деятель Германии,
руководивший ее восстановлением после разгрома Третьего рейха. Родился 5 января
1876 в Кёльне. После окончания университета в 1901 стал адвокатом. С 1906 член
муниципального совета Кёльна, с 1909 заместитель бургомистра, а в 1917-33 обер-
бургомистр Кёльна. Участвовал после 1-й мировой войны в движении рейнских
сепаратистов. В 1926 выставлял свою кандидатуру на пост канцлера, но потерпел
неудачу. В 1920-32 председатель прусского Государственного совета. Был одним из
руководителей католической партии "Центра". Состоял членом
наблюдательных советов акционерных компаний энергетической и угольной
промышленности и Немецкого банка. После прихода нацистов к
власти в 1933 ушел со своих постов ввиду бескомпромиссного неприятия Гитлера и
философии национал-социализма.
Аденауэр дважды, в
1934 и 1944, подвергался аресту гестапо, как непримиримый противник режима.
После второго ареста находился в тюрьме Браувейлера. Начальник тюрьмы говорил
ему: "Пожалуйста, не пытайтесь покончить с собой. В вашем случае для этого
уже нет необходимости. Вам 68 лет, и ваша жизнь так или иначе уже
закончена". Аденауэр пробыл канцлером Западной Германии на два года
дольше, чем занимал в Третьем рейхе этот пост Гитлер.
После окончания
2-й мировой войны Аденауэр был в числе основателей партии
Христианско-демократический союз, а с 1946 ее председателем. В 1948-49 -
президент т. н. Парламентского совета. С сентября 1949 по октябрь 1963 -
федеральный канцлер Западной Германии, в 1951-55 также министр иностранных дел.
Обстоятельный, необычайно волевой человек, Аденауэр был чрезвычайно популярен в
народе, к нему запросто обращались "Der Alte" ("Старина").
Под руководством Аденауэра Западная Германия из безнадежной, потерпевшей крах
страны превратилась в достойного члена мирового сообщества. Став первым
федеральным канцлером, он направил свои усилия на смягчение ограничений,
введенных союзниками в отношении Германии. Он способствовал внутренней
стабилизации, укреплению связей с Францией, объединению с движением за
европейскую интеграцию и получил поддержку и доверие со стороны западных стран.
Аденауэр подписал Парижский мирный договор, а в 1955 заключил соглашение с
Советским Союзом. Его достижения в промышленном восстановлении послевоенной
Германии выглядели экономическим чудом. Он добровольно оставил пост канцлера в
1963 ввиду преклонного возраста, находясь в ареоле славы, как политический и
экономический архитектор своей страны. Заняв свой пост в 73 года, он пробыл на
нем 14 лет. Умер Аденауэр 19 апреля 1967 на своей вилле в Рёндорфе в возрасте 91
года.[6]
2. Германия – Израиль: прощение и возмещение убытков
В 1951 году К. Аденауэр
несколько раз встречался с представителями Израиля (в Париже и Лондоне), когда
была подтверждена готовность ФРГ материально компенсировать ущерб, нанесенный
еврейскому народу нацистами. Это должно было послужить в дальнейшем основой
официальных переговоров между ФРГ и Израилем.
После крайне напряженного
обсуждения данного вопроса в Кнессете (парламенте) Израиля, которое
сопровождалось массовыми акциями протеста противников возобновления диалога с
ФРГ, решение о начале переговоров с Германией все же было принято. При этом
премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион — основной сторонник такого решения —
мотивировал целесообразность такого шага возможностью организации обустройства
иммигрантов, а также обеспечения благоприятных условий для развития израильской
экономики.
Официальные переговоры между
ФРГ и Израилем начались 20 марта 1952 года в предместье Гааги и продолжались
шесть месяцев. Завершились они подписанием в Лиссабоне т. н. репарационного
соглашения. Согласно этому документу, ФРГ приняла на себя обязательство по
выплате государству Израиль 3 млрд марок в товарной форме. В то же время
Израиль получил право на открытие своего торгового представительства в Кельне
для регуляции товарных закупок в ФРГ.[7]
3. Франция – Германия: примирение к способ к процветанию
Послевоенное примирение двух стран, заложившее основы для создания
Евросоюза.
Елисейский
договор о примирении и дружбе считается важной вехой в послевоенной истории
Берлина и Парижа. Документ был подписан 22 января 1963 года президентом Франции
Шарлем де Голлем и канцлером Германии Конрадом Аденауэром (Konrad Adenauer).
Соглашение, закрепляющее сближение двух государств, превратило бывших
заклятых врагов в надежных партнеров в Европе. Договор обязал власти Германии и
Франции проводить консультации по важным вопросам внешней политики,
безопасности, а также в области культуры и молодежной политики. Кроме того,
согласно документу, в этих сферах должны были проходить различные двусторонние
мероприятия.
По словам
Жерара Фуссье, главного редактора журнала "Документы",
рассказывающего о немецко-французском диалоге, примирение двух стран было
важным, потому что оно доказало, что Европа может жить в мире.
Развитие немецко-французских связей с тех пор считается примером для других
стран.
Жерар Фуссье, главный редактор журнала Документы - "Было просто
необходимо, чтобы, по крайней мере, два европейских государства могли говорить
не о вражде, а о дружбе и сотрудничестве".[8]
4. Польша – Германия: вера как возможность к примирению
Главную роль в диалоге сторон по
сближению немецкого и польского народов взяли на себя их религиозные институты.
Основными из них стали Католическая и Протестантская церкви в Федеральной
Республике Германии и Католическая церковь в Польше, пользовавшиеся
непререкаемым авторитетом в своих странах.
В период с 1954 по 1968 года именно
немецкие и польские церкви стали одним из главных каналов налаживания
принципиально новых отношений между ФРГ и Польшей. В частности, как немецкая,
так и польская церкви признали взаимную ответственность сторон за трагические
события Второй мировой войны и послевоенного времени, а также положили начало
систематическому обмену письмами-обращениями и меморандумами, встречам и
конференциям, и другим двухсторонним мероприятиям, во время которых
определялась возможность немецко-польского примирения.[9]
[1] У УКРАИНСКИХ И РОССИЙСКИХ БАПТИСТОВ ОДНО
ВЕРОУЧЕНИЕ, НО РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ И ДОСТОИНСТВУ. Электронный
ресурс. Режим доступа: https://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/interview/60247/
[2] ПАТРИАРХ УГКЦ НАЗВАЛ ЧЕТЫРЕ ШАГА К
УКРАИНСКО-РОССИЙСКОМУ ПРИМИРЕНИЮ. Электронный
ресурс. Режим доступа:
https://risu.org.ua/ru/index/all_news/community/religion_and_policy/66790
[3] «ПРИМИРЕНИЕ В УКРАИНЕ ВОЗМОЖНО, ТОЛЬКО ЕСЛИ
НАЗВАНЫ АГРЕССОР И ЖЕРТВА», — АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ГОВОРУН). Электронный ресурс. Режим доступа:
https://risu.org.ua/ru/index/expert_thought/interview/62855/
[4] White, R.E.O. Примирение. В Теологический энциклопедический словарь.
Под редакцией Уолтера Элвелла – М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ,
2003: 911-913.
[5] Edman, V.R. «Вразумление».
В Теологический энциклопедический
словарь. Под редакцией Уолтера Элвелла – М.: Ассоциация «Духовное
возрождение» ЕХБ, 2003: 290.
[6] Конрад
Аденауэр. Электронный ресурс. Режим
доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_a/adenauer.php
[7] Германия
и Израиль: от Холокоста к национальному примирению и отношениям особенного
партнерства. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://bintel.com.ua/ru/article/germanija-i-izrail%27/
[8] Елисейский договор: 50 лет германо-французской дружбы.
Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.dw.com/ru/елисейский-договор-50-лет-германо-французской-дружбы
[9] Германия и Польша: От вековых
противостояний к стратегическому партнерству. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bintel.com.ua/ru/article/germ-pol2/
Коментарі
Дописати коментар