Библейский мандат семьи: наполнять землю и управлять ей


В первой книге Библии, в Бытие есть ответ, который раскрывает первоначальную миссию семьи на земле. Он содержится в Божьих словах Бытие 1:26, 28 ст. –
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над …всею землею
И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…»
Слова «плодитесь и размножайтесь» стоят вместе со словами «владычествуйте» на земле. Поручение об управлении землей возложено на первую семью и это знаменательно. Ведь качественно и полноценно наполнять землю может только семья, и только она может полноценно управлять ей.
Семья с самого начала наделяется миссией быть представителями Бога на земле. Владычествовать над всем сотворенным миропорядком раскрывает характер образа и подобия Бога в человеке. Поэтому миссия семьи в обществе – быть представителями Бога и через реализацию своих общих дарований распространять Божье сияние в этом мире.
Эти слова относятся не только к состоянию человека до грехопадения, но и к состоянию после этого трагического события, которое подробно описано в 3 главе Бытие. Семья продолжает выполнять Божье повеление о наполнении земли и управлении ею после грехопадения. И об этом рассказывает вся книга Бытие, которая не рассматривает работу как проклятие после грехопадения, а напротив показывает, что труд был и Эдемском саду. Библейские слова – «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15) указывает на одну из задач первого человека в сотворенном мире. О грехопадении говорится гораздо позже, в третьей главе и там есть указания в отношении того, что работа становится тяжелой обузой человека, потому что грех нарушил все в этом мире, но она нигде в Библии не рассматривается как проклятие, как что-то унизительное или как результат грехопадения. Также важно отметить, что первые главы Бытия говорят о семье, а не об отдельных людях, кому поручено наполнять землю и управлять ею.
И здесь мы видим отличие библейского мировоззрения в отношении миссии семьи от мировоззрения того времени, когда писалась Библия. Возьмем к примеру древних греков. Для древних греков работа была чем-то унизительным и даже проклятием, поэтому они всячески пытались от нее избавиться, переложив ее на плечи рабов, считая ее неизбежным злом. Но именно работа рассматривается как одно из важных жизненных предназначений семьи. Об этом говорит Тимоти Келлер в своей книге «Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле», цитируя библеиста Дерека Киднера, который обратил внимание на одну яркую особенность в библейском повествовании о сотворении животных и человека в первой главе книги Бытия – «Только человеку в отличие ото всех прочих живых существ дается работа, поручается служение. Иными словами, если растения и животные призваны просто «плодиться и размножаться», то только человек получил недвусмысленное задание. Люди призваны «обладать» землей и «владычествовать» над нею, то есть ею управлять. Нам доверена особая работа потому, что мы созданы по образу Бога».[1]
Что значит управлять землей? В этом мире люди создавая семьи, призваны стоять на месте Бога, управляя другими частями Его творения, как Его наместники. Другими словами, мы участвуем в тех делах, которые Бог совершал создавая этот мир. Как Бог создает порядок из хаоса, так и семья создает порядок из хаоса, творчески созидая цивилизацию, создавая что-то новое из физического материала и заботясь обо всем, что сотворил Бог.
Говоря о важности семьи в исполнении Божьего повеления наполнять землю и управлять ею, Иоганнес Раймер в своей книге «Семья – будущее церкви», указывает на две основные причины. Прежде всего семья важна, потому что дальнейшее существование человечества связано напрямую с ней и если исчезнут родители и дети, человечество перестанет существовать.
Другими словами – «культурный мандат, который Бог дал первым людям, быть плодовитыми, размножаться и наполнять землю, является направлением».[2] Следующий момент, это управление землей, который подразумевает упорядочение жизненного простора, который сегодня мы называем культурой. Что же такое культура? Здесь есть смысл дать рабочее определение. Скажем так, культура – это созданный людьми мир, в центре которого находятся результаты человеческой деятельности: созданная система ценностей, смыслов и норм.[3] Культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, способ жизнедеятельности человека в процессе освоения мира.[4] И здесь находится наибольшая проблема. Человечество в результате грехопадения перестало быть способным к тому, чтобы создавать богоугодный порядок в мире. Все что мы делаем, остается несовершенным и нуждается в Божьей милости.
Святое Писание напоминает нам, что «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19), а это значит, что мы будем постоянно сталкиваться с проблемой греховности в культуре, которая создается человеком. Карнелий Плантинга-младший говорит: «что грех – самая продолжительная катастрофа человечества».[5] Другими словами, управлять землей и владычествовать сегодня не возможно праведном образом. В свою очередь это оставляет тот реалистичный отпечаток на всю ту деятельность, которую выполняет человек и семья в целом в нашем мире. С другой стороны, мы должны управлять миром, который дает Бог и наполнять землю. Как выполнять Божье повеление, если все упирается в человеческую греховность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что мы живем в этом мире, не смотря на свою греховность, по воле Божьей, а у Него есть особый замысел в отношении мира, в котором допущен грех. Поэтому нам ничего не остается делать, как выполнять Его повеление, осознавая свою греховность.
Это также значит и то, что мы нуждаемся в Божьей благодати, прощении и милости. Псалмопевец говорит об этом так: «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: колеблется нога моя, - милость Твоя, Господи, поддерживала меня» (Пс. 93:17-18). Также это значит и то, что ответственность за свою деятельность несем мы, а не общество, в котором мы живем.



[1] Келлер, Тимоти. Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле. – Москва: Эксмо, 2015. – 58-59 с.
[2] Раймер, Йоганес. Сімя – майбутнє церкви. – Нововолинськ: ГО «Добрі книги», 2017. – 36 с.
[3] Бачинин, В.А. Культура в Малая христианская энциклопедия: В 4 т. – СПб.: Шандал, 2007. – 211 с.
[4] Губерський, Л.В., Надольний, І.Ф., Андрущенко, В.П. Філософія: Навчальний посібник. – К.: Вікар, 2008. – 444 с.
[5] Плантинга, Корнелий (младший). Не так все было задумано: Краткое изложение сущности греха. – СПб.: Мирт, 2006. – 19 с.

Коментарі

  1. Я Артур Борис, житель / гражданин Российской Республики. Мне 52 года, я предприниматель / бизнесмен. Однажды у меня были трудности с финансированием моего проекта / бизнеса, если бы не мой хороший друг, который познакомил меня с г-ном Бенджамином Ли, чтобы получить ссуду в размере 250 000 долларов США от его компании. Когда я связался с ними, мне потребовалось всего пять рабочих дней, чтобы оформить ссуду и перевести ее на мой счет. Даже с плохой кредитной историей они все равно предлагают вам свои услуги. Они также предлагают все виды ссуд, такие как бизнес-ссуды, жилищные ссуды, личные ссуды, автокредиты. Я не знаю, как благодарить их за то, что они сделали для меня, но Бог вознаградит их согласно Своему богатству славы. Если вам нужна срочная финансовая помощь, свяжитесь с ними сегодня по электронной почте 247officedept@gmail.com Информация WhatsApp ... + 1-989-394-3740

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації