Этапы богопознания


Всякий человек, обратившийся к Богу, вступает на удивительный и увлекательный путь богопознания. Этот путь полон многих неожиданностей, загадок, ясностей в одних вопросах, и неясностей в других. На этом пути есть несколько этапов, я насчитал их семь. Я хотел бы подробно рассказать о каждом из них в начале своей книги. Все эти этапы хотя и являются условными, потому что человеческую жизнь очень трудно классифицировать по переиодам и этапам, тем не менее вся наша жизнь все же имеет определенные периоды, которые часто отличаются один от другого и имеют определенный путь развития. Итак, этапы богопознания!
1. Начало
На первом этапе человек только знакомится с истиной о Боге. Она является для него достаточно простой, чтобы быть принятой. Обычно в евангельском христианстве этот этап называют уровнем четырех духовных законов. Эти законы просты, помещаются на одну страницу, но содержат в себе всю программу жизни человека на земле. Это как семя, хотя и является малым само по себе, но имеет огромный потенциал. Принимая истины четырех духовных законов, человек входит в новый – неизведанный для него духовный мир. Начало похоже на рождение! Абсолютно непонятно, что с тобой происходит, ясно одно ты начал новую жизнь. Чаще всего новая жизнь приводит человека в церковь. В одну из многих поместных собраний Божьего народа. На этом и заканчивается первый этап.
2. Основы.
Второй этап – это жизнь в новой общине, новом обществе, в церкви. Человек понимает, что он стал христианином или же обрел христианство. На этом пути он узнает о необходимости крещения, как необходимого условия для начала жизни в церкви. Обычно крещение и является для многих поворотным моментом в их жизни. Осознавая это, церковь очень ответственно пытается подготовить человека, прежде чем примет крещение. Одним из существенных моментов подготовки, является прохождение курса по подготовке к крещению. На этом этапе уже появляется определенная осознанность и понимание, где ты и зачем тебе это нужно. Другими словами, второй этап – это уровень знакомства с катехизисом, основ веры и подготовки к крещению. Фактически, этот этап заканчивается крещением и перед человеком открываются новые горизонты для жизни в общине Нового Завета.
3. Вероучение церковной деноменации.
Следующий этап, это знакомство с вероучением церкви, как деноменации. Начало этого знакомства происходило и раньше, но на третьем этапе это становится основным приоритетом. Одной из подводных камней этого этапа, является «черно-белое» мышление, которое подразумевает, что церковь в которую я хожу и является истиной в последней инстанции. Знакомство с вероучением дает чувство уверенности в правоте своей церкви, в ее непоколебимости и истинности. Это и понятно, ведь вероучение пишется таким образом, чтобы не было вопросов и противоречий с текстом Священного Писания. Обычно, большинство людей, кто стали на этот путь богопознания и останавливаются на этом этапе. Но вероучение, это только введение в систематику и оно не отвечает на все вопросы, и не занимается решением проблем так называемых «трудных» мест Библии, которые в общем могут создавать внутреннюю коллизию вероучения.
4. Богословская систематика.
Горизонты четвертого этапа богопознания открываются для тех, кто пожелал войти в «когорту» служителей и посвятил себя соответствующему образованию. Здесь происходит знакомство с богословскими системами, которые уже есть в христианстве. В первую очередь, на этом этапе происходит осознание и понимание того, к какой богословской системе принадлежит церковь, в которую ходит человек. Во-вторых, основным интересом является логичность и последовательность богословской системе, к которой принадлежит этот человек. Именно на этом этапе человек осознает, что он православный или евангелик, кальвинист или арминианин, премилленарист или амиллинарист. Этот этап имеет огромное значение для пасторов и всех служителей, которые вовлечены в активную внутрицерковную работу. Но проблема этого этапа в том, что богословская система, которую пытаются построить на основании Библии, основывается на логике и применяет научный метод, а инструментом для построения системы являются герменевтические принципы. В этом ничего плохого нет, но трудность в том, что Святое Писание писали не ученые и не философы, и текст который они создавали, не так уж просто истолковать только с помощью герменевтики и построить последовательную систему с помощью логики. В чем же сложность? А сложность в том, что самый главный герменевтический вопрос: что хотел сказать автор, так и остается без ответа… Кроме этого, еще одной трудностью является определение ключевого текста или стиха из Святого Писания по спорной теме. Ведь основная дискуссионная проблема в том, что противоположные стороны отталкиваются от разных текстов в построении доктрины и каждая из сторон самостоятельно определяет какой текст ключевой и на основании какого текста нужно истолковывать другие, в том числе и спорные тексты Писания.
5. Апофатизм.
В общем, трудности и проблемы систематики приводят к поиску новых путей в богословии. И здесь следующим этапом является состояние мистического единения с Богом, когда рациональная составляющая богословия выходит на второстепенный план, а духовно-мистическая сторона выходит на первостепенный план. В богословии этот уровень назван апофатизмом. Апофатизм (отрицание) подразумевает, что Бога мы познаем не в позитивном смысле, а в негативном. Т.е. через отрицание. Это значит, что мы пытаемся определить то, кем не является Бог, осознавая, что то, кем Он является – это тайна. Другими словами, апофатизм – это признание непознаваемости Бога. Бог непостижим и то, что мы знаем о Нем – лишь «крупица» и при этом, эта крупица не всегда правильно и адекватно истолкована. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет – «теперь мы видим как сквозь тусклое стекло (зеркало), гадательно…». Так характеризует апостол Павел один из самых главных источников откровения о Боге – Святое Писание… Если сегодняшнее Слово Божье – это не точное представление о Боге тогда есть ли смысл в рациональном познании Бога? Апофаты отвечают на этот вопрос следующим образом – только мистика ведет к взаимоотношениям с Богом. Все позитивные формулировки по прежнему не отображают всего, что касается природы Бога. Великий богослов ХХ столетия – Карл Барт является типичным представителем апофатического богословия. Вот как он говорит о Боге: «Бог всегда за пределами понимания человека; всегда новый, далекий, странный, бесконечно превосходящий все наши представления, невидимый, непознаваемый, никому из нас не принадлежащий. Кто говорит о Боге, говорит о чуде… Понимание Бога для человека есть нечто… невозможное, неслыханное, чудо, парадокс». Но апофатизм это тупик для богословия, потому что отрицание деконструирует развитие. В этом состоянии богословие не развивается, а опираясб на отрицательные элементы и приходит к кризису. В принципе богословия Барта и называли «кризисным».
6. Библейское богословие.
Что же дальше? Не ужели путь богословского богопознания ведет к тупику? Может правы тогда те, кто говорит, что богословием заниматься не нужно, якобы чтобы не уйти от «простоты во Христе»… В общем, путь выхода конечно же существует и он, как ни странно открывается, когда христианин прибегает к Библии, как источнику встречи с живым Богом. Именно Библия открывает человеку Бога, но это она делает по-новому и совершенно в другом разрезе. Это не значит, что к Библии человек обратился только сейчас, совсем нет. Просто на этот раз человек обратился к Библии, как единственному Слову Божьему, без посредников и других толкований. На этом этапе создается собственная система и свое богословие. Это как раз то, о чем говорит Пауло Коэльо – «есть два восприятия Бога: Бог, о котором меня учили люди и Бог, который учит меня самого…». Здесь я учусь у Бога, насколько я могу Его воспринять и насколько я могу изучить Его Слово. Этот этап и открывает дорогу к служению другим людям. Потому что, только тогда, когда научишься у Самого Бога, только тогда ты сможешь научить и других, чтобы они затем научились самостоятельному богопознанию.

Коментарі

  1. мысли мне понравились, по этапам - я на последнем пункте (значит духовный :) ). а вообще мысли автора - мои мысли, об этом я думал и раньше, но без такой четкой системности. Остановился на последнем пункте. Мне очень нравится наблюдать как другие некоторые члены церкви проходят таким путем, и иногда даже болезненно для них самих (и даже церкви), но я думаю, что это нужное дело, так богопознание - это процесс, и остановка на одном из этапах - конец эффективному благовестию (и не только). Хотя вижу, что последний пункт может быть не последним... кто знает...

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації