Церковь меньшинства


Близится к завершению 2010 год, а вместе с ним и десятилетие. Как прошел этот период времени для евангельского христианства в украинском контексте? За это время мы наблюдали как рост, так и его остановку, при этом по всем фронтам и для всех. Надежды на то, что проект евангелизации в Украине принесет реальные успехи и плоды, так и не осуществились. Напротив, мы видим серьезный откат, глубокую интроверсию церкви и укрепление своих оборонительных редутов… Оптимизма не наблюдается. Кризис сменился упадком, и теперь речь уже не идет о достижениях, а о том, как бы удержаться на достигнутых позициях и ничего не потерять. Тревожные сигналы отсутствия роста приводят к серьезной озабоченности своим состоянием и осознанием необходимости в покаянии. Во всяком случае, такая реакция прослеживается в евангельско-баптистском братстве, самом большом протестантском союзе Украины. Вот например, во время 26-го Съезда, который проходил в мае 2010 г., был заслушан реферат Антонюка В.С., где он говорит о том, что количество крещенных в 2009 году меньше, чем это было 20 лет назад, а сам 1988 год был рубежным годом, после которого мы наблюдаем беспрецендентный рост церквей евангельско-баптистского братства. Правда в этот двадцатилетний период на Украине росли все! Интерес к религии, был повальным и разносторонним. Теперь ситуация изменилась, интерес сменился равнодушием, а те которые относились к ищущим, уже определились с своей религиозной позицией.

1. Выбор украинского общества.
Мы видим, что украинское общество, в общем выбрало для себя православное христианство и это не смотря на то, что православие не предпринимало таких огромных шагов для того, чтобы обратить людей в свои ряды… Как-то само собой получилось, что люди, отошедшие от семидесятилетнего атеистического дурмана потянулись в христианскую общность, имевшую тысячелетнюю историю. Конечно, большинство населения Украины на самом деле номинально православное и оно выражает свою принадлежность только по большим праздникам, или же в соблюдении основных обрядов – крещения, венчания и похорон… Тем не менее, этот номинализм, как мы это называем все же определяет выбор, и этот выбор не в нашу пользу. Выходит что двадцатилетний проект евангелизации Украины так и оказался не завершенным, не успешным и безперспективным… Миллионы брошенных средств привели к тому, что евангельских протестантов на статистической карте Украине не многим около 2%... Хотя по некоторым евангелизационным подсчетам 90-х, процент должен был бы 100%!
Почему так получается? Почему результат не соответствует затратам? Я вспоминаю евангелизационный проект с участием Франклина Грэма, который проходил в Киеве в 2007 году. Самый большой стадион Украины, так и не был полностью заполнен, и это не смотря на то, что в этом проекте участвовало множество церквей и деноменаций. Хотя проект был масштабным, но он показал, что время массовых благовестий подошло к концу. Украинцы не отождествляют себя с евангельскими протестантами, какими бы привлекательными они бы ни были. Но это только одна тенденция, которая волнует нас евангельских христиан разных деноменаций. Мы видим и другую, еще более удручающую тенденцию, которая заключается в секуляризации общества и в его нехристианском выборе. Мы все более отчетливо слышим, что Европейская цивилизация, а мы к ней хочешь, не хочешь, принадлежим, становится все более и более постхристианской… Об этом говорят не только философы и богословы, но и социлоги, которые обращают внимание на то, что хотя большинство украинцев исповедуют христианство, на практике же они далеки от него, потому что мировоззренчески они ему не соответствуют… Более того, этот номинализм пугает еще и тем, что он коренится в глубоком равнодушии к вере. Нет богоискательства и духовного интереса, есть только традиция и формальная принадлежность, которая не мешает разгулу аморальности.
Что же происходит? Куда мы катимся? Наиболее легкий ответ на эти вопросы звучит приблизительно так: мы живем в последнее время, Господь вот-вот должен придти, а как известно из Библии именно последнее время будет характеризоваться Богоотступничеством и духовным сном. А то, что сейчас происходит в мире, ничем иным как отступлением от Бога не назовешь… Но если внимательно всмотреться в историю человечества, то можно смело сказать, что время каждого поколения людей является последним и мы не живем в более худшие времена, чем во времена Содома и Гоморры, которые происходили в далеком прошлом. Другими словами, говорить что сейчас времена последние, значит говорить, что времена существенно неизменились за последние 2000 лет. А значит аппелировать эсхатологией в общем-то бессмысленно… потому что ни к чему как к пассивности ни приводят. Я вспоминаю размышления одного брата о последнем времени и о том, что Христос вот-вот придет, если не сегодня, то завтра. Но тем не менее, эти размышления и ожидания не помешали ему строить дом, не заниматься социально-евангелизационной деятельности, и при возможности уехать в Соединенные Штаты…

2. Анализ и понимание ситуации.
Ну а в общем, что необходимо делать? В первую очередь необходимо проанализировать обстановку и понять время, в котором мы живем. Мы не используем летом сани и не одеваем теплую одежду. Мы стараемся быть адекватными ситуации. Вот это и есть главным сегодня. Быть адекватными ситуации, а для этого необходим анализ и понимание.
Слава Богу уже есть определенные достижения на этом пути. Хотя не со всеми аналитическими выводами можно согласиться. Вот один из примеров анализа ситуации – новая книга Андрея Пузынина «Традиция евангельских христиан». В этой книге, которая фактически является докторской диссертацией автора, он пытается проанализировать причины кризиса самоидентификации евангельских христиан в постсоветских славянских странах, а также наметить шаги выхода из этого кризиса. Делая определенные выводы в исследуемой теме, Пузынин дает четкое определение тому, что евангельские протестантские деноменации на Украине и в России являются в общем-то импортным христианством привнесенным на нашу территорию с Запада. И это в общем-то видно не только из столетней истории, но и из анализа последних двадцати лет жизни евангельской церкви в постсоветских странах, которые живут и развиваются потому что имеют тесную связь с евангельско-протестантским западом, который в свою очередь является отцом евангельского протестантизма на Украине и в России.
А так как для большинства населения, западное мировосприятие, в том числе и религиозное, неприемлемо, то и соответственно и евангельский протестантизм здесь будет в постоянном меньшинстве, как бы он ни старался быть влиятельным, эффективным и успешным. Максимум сколько может он привлечь в свои ряды, это 6-8% населения, которое склонно жить в соответствии с западным мировосприятием. Но это ведь не большинство. Поэтому здесь нужно смириться с возможностью быть меньшинством в нашем обществе и думать над тем, как быть влиятельными и не потерять своей самоидентичности и своего лица.
Здесь важно отметить и то, что мы евангельские протестанты различных деноменаций корнями находимся в западной протестантской парадигме, поэтому и постоянно питаемся от нее. Нам нельзя быть отрезанными, иначе мы «засохнем» и перестанем жить. Поэтому нам необходимо укреплять свои корни, осознав свою тождественность и не чуждаясь ее.

3. Выводы
Хотя проект евангелизации постсоветских стран и оказался неудачным, тем не менее из всего этого мы можем вынести огромную пользу для себя.
Прежде всего мы в меньшинстве, а значит мы никогда не станем политической церковью и не потеряем духовность в обмен на политческое и государственное влияние. А это значит что мы не будем ответственны за государственные просчеты и ошибки.
Второй момент, мы можем развиваться самостоятельно, на основе принципов свободы совести и не быть под доминирующим влиянием государства, которое будет преследовать прежде всего свои интересы от многочесленной и титульной религии.
Третий момент, мы можем быть действительно влиятельными, потому что мы находимся в состоянии движения против течения и воспитывать своих людей в духе максимальной влиятельности в обществе, в соответствии с библейским призывом быть солью и светом в этом мире.
Четвертый момент, мы не обязаны измерять успех количественными достижениями. Нас мало, но это не значит, что мы общество второго сорта… Совершенно наоборот, главного и значительного всегда меньше. Золота значительно меньше чем меди, но тем не менее оно не теряет своей ценности и значимости.
Пятый момент, наше меньшинство позволяет нам сосредоточиться на главном – на великом поручении и ожидании второго пришествия Христа.
Да поможет нам в этом Господь!

Коментарі

  1. Полностью согласен с тезисами автора, об этом говорили многие спикеры на конгрессе Кейптаун 2010... Так что христианам нужно быть скромнее и при этом принципиальнее

    ВідповістиВидалити
  2. Михаил, большое спасибо за комментарий! Я сейчас на пути переосмысления... и вижу что необходимо адекватное осознание того, где сегодня находится евангельская церковь, понимая, что ее корни в модернизме, а мы находимся в постмодерне. Также здесь нужно понимать и возросшую значимость исторических конфессий, которые именно в постмодерне себя лучше ощущают, чем мы... но это в нашем украинском контексте.

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації