Школа без стен на фоне кризиса евангельского богословского образования в постсоветских странах


Богословское образование в странах бывшего СССР переживает определенный этап своего развития. Начавшись с появления отдельных школ в далеком 1989 г., после распада Советского Союза в 1991 г., богословское образование набрало огромный темп и буквально за несколько лет образовались десятки различных школ разного академического уровня. Впечатляло все, и размах строительных проектов, и количество студентов и выпускников и серьезные ожидания от новых возможностей, которые появились.
На этом этапе, мало кто видел, что богословское образование было всего лишь копией фундаменталистской традиции в евангельском богословском образовании Северной Америки, которое было импортировано в постсоветские страны и страны Восточной Европы с Запада. Также никто не обратил внимания на необходимость интеграции богословского образования с уже имеющимся светским гуманитарным образованием, которое могло бы создать необходимую платформу для самостоятельного пути евангельского богословского образования. Вместо этого, университеты и семинарии посылали своих лучших студентов и выпускников на Запад, получать магистров и докторов, а о том, чтобы они здесь получали кандидатскую, об этом никто и не думал. А время безвозвратно прошло. Теперь, чтобы наверстать упущенное, нужно еще как минимум 10, а то и все 20 лет! В итоге, когда романтические 90-е позади мы видим, что инициатива, рост, энтузиазм, энергия, сменились усталостью, разочарованием и апатией.

1. Кризис евангельского богословского образования в постсоветских странах

Выпускники богословских учебных заведений, вместо того, чтобы полновременно заниматься служением, ради которого они отдали 4-5 лет своего драгоценного времени на стационар в богословских ВУЗах, ушли в бизнес или эмигрировали. Взаимосвязь учебных заведений с церквами, так и не появилась. Тема о взаимосвязи между церковью и семинарией подымается уже на протяжении десяти лет, но актуальность темы и нерешаемость вопроса по-прежнему остается.
Богословское образование, воспринявшее традиционную образовательную систему, с ее квалификационными уровнями, аккредитацией и стандартами, должно было подготовить профессионалов, но служение в церкви по прежнему является неоплачиваемым в своем большинстве и местом для энтузиастов, волонтеров и любителей. Выходит богословское образование церкви не нужно, ведь профессионализм и образованность служителя, это прежде всего его личное дело, а не общий стандарт. Если нет требований, чтобы пастор на обязательном уровне учился и без необходимого академического уровня не мог бы осуществлять пасторское служение в церкви, то и интерес к обучению, будет постольку поскольку.
Кроме всего этого, богословское образование оказалось невоспринятым и в обществе. Не пытаясь интегрироваться в общую государственную образовательную систему и не стремясь подтвердить свой статус светской аккредитацией, богословское образование является непризнанным, а значит и ниже уровнем. Это вторая проблема, которая так и оказалась нерешенной. Некоторые национальные университеты Украины, создают лицензированные и аккредитированные государством программы уровня магистр богословия, но что интересно, на них не могут учиться бакалавры богословия, получившие свое образование в евангельских богословских учебных заведениях, потому что эти бакалавры не аккредитированы в государстве. Парадокс получается. Бакалавры философии и религиоведения могут получить магистра богословия, а бакалавры богословия из евангельских ВУЗов не могут! Эти две проблемы: одна со стороны церкви, а другая со стороны общества приводит к тому, что богословское образование становится не нужным. Это подтверждается еще и неимоверным спадом интереса и со стороны студентов и со стороны западных доноров, которые все меньше и меньше жертвуют на богословское образование в постсоветских странах. Сейчас, если на стационаре учится 10-20 человек, это уже много… хотя студенческие городки семинарий и университетов позволяют принять 5-10 раз больше студентов…

2. Опыт Школы без стен

На всем этом фоне кризиса и неспособности богословского образования удовлетворить запросы церкви и нужды молодежи, появляется образовательное движение, с метким названием – Школа без стен. Начавшись в конце 2004 как «пилотный» вариант внутрицерковного обучения в Запорожье, Школа без стен сразу же привлекла к себе интерес, и прежде всего тех, кто уже был занят в сфере богословского образования. Уже через три года, только на Укриане по программе ШБС училось более тысячи студентов, а общее количество студентов достигло двух тысяч. С приходом финансового кризиса осенью 2008 года, многие предрекали спад интереса к Школе без стен, но этого не произошло. Напротив, ШБС только расширилась и начала достигать страны Центральной Азии. Семь первых учебных сезонов ШБС, прошли как семь дней, и показали полную состоятельность и адекватность программы.
Получается, что ШБС стало неким «мостом» соединяющим церковь и семинарию, академическую теорию и церковную практику. Особенностью такого обучения было то, что оно проходило в церкви и для церкви, также студент не отрывался от своей работы или учебы. Практически оказалось не нужным преодолевать сотни километров, чтобы учиться. Образование пришло в церковь и при этом не опустилось, а напротив, подняло церковь. Церкви, где проходит обучение становятся все более инновационными в своем служении обществу, понимая, что не только словом, но и делом нужно достигать людей. Кроме этого, программа составлялась таким образом, чтобы в ней не было тех курсов, которые практически оказываются не нужными в служении, или же являются чисто академическими курсами.
Также гибкость программы и практическая ненужность инфроструктурных вложений привела к тому, что Школа без стен легко распространяется в постсоветских странах. На сегодняшний день ШБС распространена в 9 странах, где по этой программе учится более 2300 студентов.
В чем же секрет этой программы, которая за 7 учебных сезонов (7 лет) не уменьшает, а наоборот увеличивает и наращивает свой уровень? Размышляя над этим вопросом, приходишь к следующему.
Во-первых, Школа без стен – это программа интегрирована в церковь и отвечающая на ее нужды.
Во-вторых, ШБС – это гибкость и многообразие. Практически, она открыта для любой евангельской церкви, признающей авторитет Библии, как Божьего слова и в которой есть 18-25 молодых людей, желающих стать лидерами служения.
В-третьих, ШБС имеет четкую цель – подготовка новых лидеров. Поэтому, уделяется огромное внимание молодежи, которая и является основной целевой аудиторией школы.
В-четвертых, ШБС уделяет большое внимание качеству преподавателей. Новое поколение лидеров может быть научено только успешными лидерами, которые имеют за своими плечами и опыт, и успех, и определенные достижения.
В-пятых, ШБС достаточно мобильна и самокритична. Если уже видно, что нужды церкви удовлетворены и студенческих ресурс исчерпан, Школа без стен ищет новые возможности и территории, не зацикливаясь на достигнутом результате.


3. Философия ШБС

В чем же суть Школы без стен? Что она предлагает церкви? ШБС предлагает двухгодичную программу, без отрыва от работы, учебы, церкви и жизни. Фактически – это обучение в гуще жизни, где ты учишься тому, что действительно необходимо.
Лекционная и практические стороны двухгодичного обучения имеют следующее чередование: 60/40% на 1 году (лекций больше, практики меньше) и 40/60 на 2 году. Первый год – лекции, семинары, тренинги, практические задания. Второй год – практические задания, план мероприятий, тренинги и мастер-классы.
Программа обучения подразумевает прохождение в течении двух лет 12 базовых курсов, направленных на развитие христианского мировоззрения, личностных характеристик и навыков служения в современном обществе.

4. Будущее богословского образования в постсоветских странах. Шаги выхода из кризиса

Будущее всегда неясно, туманно и сокрыто от нас. Тем не менее, мы можем видеть закономерности процессов и путей и таким образом прогнозировать что-то, что может быть в будущем. Анализируя сложившуюся ситуации в отношении богословского образования, можно с уверенностью сказать, что кризис показал традиционная модель евангельского богословского образования с фундаменталистским содержанием, не прижилась и только усугубила и без того сложную обстановку в евангельских церковных сообществах на постсоветском пространстве. С другой стороны, мы видим, что несмотря на этот кризис, церковь по-прежнему нуждается в обучении, и это видно на примере роста образовательного движения инициированного Школой без стен.
Исходя из всего этого у евангельского богословского образования есть несколько вариантов развития, и шагов выхода из кризиса.
Первый путь, это поиск адекватной образовательной модели, которая могла бы быть полезной для церкви и воспринятой обществом. Это сложной путь, требующий непопулярных мер и закрытия многих учебных заведений, которые просто исчерпали себя.
Второй путь, это возможность диалога и интеграции со светской образовательной системой, которая позволит получить определенный статус и признание в обществе. Это путь, который может привести к окончательному разрыву связи между евангельским богословским образованием и евангельскими церквами.
Третий путь, это диалог и интеграция с церковными сообществами с одной стороны, и с образовательным движением Школа без стен, который приведет к тому, что евангельское богословское образование наконец-то сможет выполнить свою миссию в церкви и в обществе, где с одной стороны готовятся лидеры и создаются ресурсы, а с другой стороны есть адекватное принятие в обществе уже не как альтернативных светскому образованию ВУЗов, а как исследовательских центров, специализирующихся на религиозных и богословских областях гуманитарных знаний. В этом плане, ШБС может выполнить для традиционного евангельского богословского образования своеобразную функцию скрепления с церковью и с обществом, с одной стороны через программу обучения, с другой стороны через социальную направленность.

Коментарі

  1. Кризис "богословского образования в постсоветских странах" имеет ту же природу, что и кризис светского образования - подмена качества образования количеством.

    Почему это происходило - вопрос второй. Мотвирующие факторы увеличения количесва духовных ВУЗов те же, сродни причинам увеличеня числа светских. (кто имеет уши ...)

    В целом статью поддерживаю, но не стоит забывать, что не одна ШБС пришла с тезисом, что решение проблемы "это диалог и интеграция с церковными сообществами с одной стороны, и с образовательным движением *XYZ*, который приведет к тому, что евангельское богословское образование наконец-то сможет выполнить свою миссию в церкви и в обществе". Это говорли и до вас. Не говорите "гоп"..., Mission Impossible в рамках одной программы - привыкните заранее к этой аксиоме и мыслите реальными терминами. К тому же уточнение "наконец-то" может быть оскорбительным для тех, кто это делал до ШБС, и без ШБС.

    Так же не совсем ясен термин "богословское образование" по отношению ШБС. Вы собираетесь обучать "богословов"? ШБС это "школа" (по своей сути) а не ВУЗ, это прикладное а не теоретическое. Вы должны учить "жнецов", а не "лекторов"; "практиков", а не "теоретиков"; "христиан", а не "богословов". Потому термин "христианское образование" подходит лучше.

    ВідповістиВидалити
  2. Спасибо за комментарий. В отношении прикладной направленности ШБС совершенно согласен. Подготовка богословов в узком смысле этого слова в общем по большому счету и не входит в задачу ШБС. То что есть и другие программы, которые делают тоже что и ШБС, не спорю, но чаще всего они работают в своем контексте и не вышли на международный уровень... Но и это не плохо. То, что кризис традиционного богословского образования нельзя отрывать от кризиса светского образования, это ясно, но это и является одной из его основных проблем, что на самом деле лучше бы выглядело, чтобы в светских ВУЗах была кафедра богословия, чем в богословских гуманитарные программы. Но и это по сути не выход...

    ВідповістиВидалити
  3. Радует, что первые шаги к переменам в системе христианского образования начались делаться. Кризис реально существует и заставляет предпринимать какие-то шаги. Уже реально начинаем понимать, что необходима трансформация в подходах к ученичеству. Впереди - нелёгкий путь, предстоит много труда.

    ВідповістиВидалити
  4. Если бы данный материал отсылался в СМИ, то сказали бы, что это мягкая джинса. Видна явная заинтересованность автора в предложении ШБС в качестве альтернативной системы образования в среде евангельского христианства. Я бы сказал, что ШБС должна чётко знать свои цели и миссию. Уверен, что ШБС не может заменить классическую модель образования, поскольку кол-во знаний, обязательное к усвоению, каждый год усваивается, и наскоками в виде ШБС ими не овладеть. Было бы здорово, если бы после 1-2 лет обучения в ШБС человек мог поступить на 2 курс бакалавриата в христианском ВУЗе, аккредитованном Министерством образования. Пока это мечта.

    ВідповістиВидалити
  5. Абсолютно поддерживаю мысли Гордеева: "Я бы сказал, что ШБС должна чётко знать свои цели и миссию". Из моего опыта преподавания в ШБС, это чаще всего "мыльные пузыри",которые эта школа пускает, а не реальное обучение. А если и есть интерес к такому обучению, то благодаря как раз преподавателям из школ классического образования, пользуясь их именем и авторитетом. Трудитесь, братья, заполняйте свою нишу, но не надо провозглашать свою альтернативность и исключительность, оперировать цифрами. Время покажет...

    ВідповістиВидалити
  6. Кстати, мы сейчас этим и занимаемся, четкой формулировкой и соответствию нашей миссии - готовить молодых лидеров нового поколения! Хотя на самом деле ШБС "мыльных пузырей" не пускает..., уверен, что этого сегодня уже никто не делает. В отношении альтернативности, то ШБС никогда не была альтернативой колледжам и семинариям. Из моей прошлой практики работы в КРБК могу сказать, что некоторые студенты колледжа в прошлом заканчивали ШБС и при этом шли учиться, чтобы получить и академические знания. Просто в силу своей неакадемичности и не связанности с зданиями, размах у ШБС больше и масштабнее, но это ее специфика!

    ВідповістиВидалити
  7. Александр Васильевич, мне интересен Ваш преподавательский опыт в ШБС как "мыльных пузырей..." удивлен видеть Ваш такого рода комент в сети...к сожалению Вы об этом не говорили при нашей личной встрече в нашем офисе... и я тогда был очень воодушевлен Вашей поощрительным словом в отношении прогрессивных целей ШБС... а по поводу "оперировать цифрами" ... так брат дорогой... но неужели это только присуще ШБС?!:) Мне все таки лично очень интересно... каковы мотивы Вашей ревности?

    ВідповістиВидалити
  8. Александр Васильевич и другие критики, я прошу вас говорить такие обвинения в лицо. А если для этого не хватает аргументов, то не стоит и начинать полемику. Мне интересно также узнать, чьим же это авторитетом из академических школ прикрывается ШБС или я лично? Кто эти авторитеты? Чем мы воспользовались у вас? И разве не была ШБС помощью колледжу и местным церквам? Я уважаю ваши служения, но прошу не ругать огульно то, что делаем мы

    ВідповістиВидалити
  9. Быть может эта статья действительно была бы намного ценнее, если бы ее автор не имел прямого отношения к ШБС. Поскольку тогда его мнение казалось бы более нейтральным в глазах других.
    Но для тех, кто столь жестко и неоправданно критикует саму ШБС, могу сказать, что сегодня эта программа в реальности имеет куда большее влияние на молодое поколение, чем различные семинарии и христианские университеты. Потому что учит людей реально служить, а не заниматься получением никому не нужных степеней и званий, с которыми многие носятся, как с "писаной торбой". Я знаю многих людей, закончивших христианские учебные заведения, но не использующих свои знания по назначению. По-моему, кризис христианского образования заключается в том, чтобы получить диплом магистра богословия или служения, а потом пойти работать таксистом или на стройку. Вместо этого ШБС не носиться со званиями, но учит людей служить и помогает расти духовно.
    Хотя, к сожалению, и тут есть проблемы, недоработки, над которыми нужно много работать. Надеюсь, руководство программы будет работать над ними.
    Но, думаю, людям, не имеющим особого отношения к ШБС, не стоит сильно критиковать и лить грязь. Потому что, как говорят, есть люди, двигающие прогресс, а есть те, которые сзади бегут и говорят много лишнего.

    ВідповістиВидалити
  10. Друзья, меньше эмоций - больше по теме. Возможно кому-то не нравится громкая реклама, но ведь так бывает у всякого нового "продукта".Конечно, некоторым образом "выпячивание" данной идеи, пробуждает смутные подозрения. Быть может не умеем мы как показать "товар лицом" и, как воспринять альтернативное мнение о близком сердцу порождении.? Немного неуютно встречаться с таким фактом, когда обсуждение идеи перетягивают на личности, типа: "ты меня уважаешь?"Все хорошо знают заслуги многоуважаемых вдохновителей ШБС. А позиция последних, в отношении "разномыслий" - будет самой лучшей рекламой данного проекта.

    ВідповістиВидалити
  11. Возможно, где то и пытались превратить ШБС в "мыльный пузырь". Но делали это чаще всего именно представители классичечкого образования, полагая, что можно сделать из ШБС очередную "подпорку" для своих ветшающих программ! Показателен тот факт, что резкие выпады против ШБС начались именно сейчас, когда фокус программы четко определён и не осталось места для сухого академизма и форм ученого паразитирования, превративших наши церкви в мертвые аудитории для теоретиков. Сегодня ШБС занимает свою нишу в образовании, и классической школе в любом случае придется потесниться и искать способы преобразования своих методов обучения в более практичные! Грядет новое поколение молодых христиан, и это поколение не терпит лицемерия. очковтирательства и расслабленности, к которым многие из нас привыкли! Поэтому, вслед за ШБС придется перестраиваться и академическому образованию!

    ВідповістиВидалити
  12. Я бы хотел добавить к вышесказанному, что кризис в богословском (хотя это слово не всегда адекватно к конктретным учебным заведениям) образовании среди евангельских учебных заведений является частью общего кризиса самоопределения в среде евангельских церквей. Образование всегда, на мой взгляд, выполняло две функции. Во-первыйх, учебные заведения занимаются подготовкой кадров для поддержания той или иной системы.Во-вторых, более-менее прогрессивные учебные заведения являются также творческой лабароторией для определения новых методологий (которые возможно еще не существуют в природе) для адекватного развития той или иной системы.
    Так вот место ШБС быть не только кузнецой кадров, но вместе с церковью пытаться искать новые подходы, оставаясь при этом евангельским движением. Проблема заключается в понимании что есть по сути евангельское движение. Сегодня существуют различные попытки и методы поиска ответа на вопрос, каким должно быть евангельское христианство в современных условиях. Как мне кажется, философия Школы Без Стен одна из весьма прогрессивных возможностей в самоопределении евангельского сообщества. И от самого евангельского сообщества во многом зависит на сколько успешен будет результат работы таких творческих лабараторий, как Школа Без Стен.

    ВідповістиВидалити
  13. Коллеги, служители, я не буду повторяться, просто хочу здесь привести небольшую цитату одного из служителей молодой церкви из Подмосковья, которую он высказал о ШБС – «Нет строгих учителей и угнетающих нормативов; есть понимание и нежная забота о каждом слушателе. Конечно, большинство общин на сегодняшний день уже испробовало все, что можно для организации систематического обучения прихожан, но результаты оставляют желать лучшего. И уже не у многих сразу появится непреодолимое желание попробовать себя в новом проекте. Но как бы то ни было, когда ты прикасаешься к той цели, что заложена в идее «Школы без стен», ты начинаешь понимать, что твоё участие в этом деле, будет правильным. Уже с первого занятия каждый слушатель понимает, что его не пытаются напичкать теориями и штампами. Программа «Школы без стен» подразумевает, в-первую очередь научить людей общаться на темы применения Писания в обыденной жизни. Простота изложения и легкость восприятия – основа интересных занятий . «Школа без стен» призвана поддерживать огонь в сердцах людей. Старая добрая идея, воплотившись по-новому, несет с собой динамику развития и жажду совершать дела во славу Божью.»
    "Школу без стен» характеризует неформальный (!) подход к обучению. Руководители, инициаторы, партнёры ШБС регулярно (!) анализируют и критически рассматривают то, что происходит в процессе обучения по программе. Открыты к переменам, корректировкам, к добрым и уместным советам со стороны. Есть трудности и препятствия и зачастую со стороны некоторых служителей, которые привыкли за 20 лет к определённым формальным подходам…а время-то задаёт другие требования и ожидания.

    ВідповістиВидалити
  14. Спасибо, друзья, за дискуссию, за неравнодушные сердца. Может, мой предыдущий комментарий немного и субъективный, извините. Но я за позицию партнерства и поддержки друг друга в служении и образовании, а не противопоставлять, выискивая недостатки других и провозглашая уникальность своего. Давайте каждый делать свое дело от души и посвященно. Ведь это Божье дело...

    ВідповістиВидалити
  15. 1. ШБС как международное служение призвано отражать здоровую модель внутрицерковного служения, работая в сотрудничестве (понимании) с другими служениями/служителями взаимно оказывая влияние на местах во благо созидания Царства Божьего.

    2. ШБС как служение может исполнить Божью миссию в местах, где наблюдается ограниченность в ресурсах (людских, материальных и др.) в сотрудничестве с заинтересованными партнерами, тем самым восполняя нужду в созидании Царства Божьего.

    Уверен, что на данном этапе мы этому соответствуем. Слава Богу!

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації