Постмодернистская действительность


Буквально двадцать лет назад, о постмодернизме в нашей стране никто и не слышал. Не до него было. Но уже в Западной Европе и Северной Америке постмодерн царил и завоевывал все новые и новые территории. Фактически постмодернизм вытеснил предыдущую эпоху и тем самым завершил проект Просвещения. Модерн или Новое время, как период торжества и доминирования Западноевропейской цивилизации подошел к концу… Разум, который должен был восторжествовать и принести в жизнь людей новый век, привел только к разочарованию, хаосу, эпидемиям, угрозе ядерной войны и т.д. Человек вдруг натолкнулся на то, что он не может быть ни мерой всех вещей, ни центром мира, ни критерием истины… И это осознание пришло не в результате войны или катастрофы, это осознание пришло невзначай, благодаря деятелям искусства и литературы, тонко прочувствовавших, что что-то с нами не так…
Хотя предвестники постмодерна начинаются еще с экзистенциализма Кьеркегора и нигилизма Ницше, но то был период излома, когда общество жило еще старыми установками и верило в будущее. Конечно же, в этом плане ХХ век всех разочаровал! Две мировые войны, революция в России, Архипелаг ГУЛАГ, Освенцим, Холокост, все это показало, что человек неисправим, он испорчен и деструктивен. Интересно, что все эти вышеперечисленные трагедии происходили на христианском Европейском континенте, что еще более удручает. Или что-то не так с христианством, или что-то не так с христианами.
Сегодняшний мир живет в соответствии с другими установками. Жизнь приносит с собой не только изменения в области технологий, но и в области мышления. Современное общество становится все более и более информационным (постиндустриальным), а также постмодернистским.
Постмодернистское восприятие мира все сильнее и сильнее влияет на нас. Это происходит незаметно и неосознанно, невзначай. Основным инструментом засилья постмодернистского мировоззрения, являются прежде всего СМИ (телевидение, печатные издания, интернет и т.д.), которые диктуют новый тип мышления, которое является плюралистическим и релятивистским по сути, создает толерантность и относительность, разрушая абсолюты и фундаментальные устои. С другой стороны, несоглашаясь с постмодернистскими веяниями, нужно признать, что мы настолько приобщены к модернизму, что даже не замечаем, что противостоя постмодерну, мы отстаиваем не истину, а наши модернистские убеждения.
В любом случае, нам нужно понимать свою эпоху, в которой мы находимся и прожили большую часть своей жизни.

1. Постмодернизм
Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – («пост» – после; «модернизм» - современность) термин, описывающий социально-культурную трансформацию высокоразвитых стран Запада, происходящую в последнюю четверть XX в. Т.к. высокоразвитые страны Запада (страны первого мира) имеют влияние на весь мир, постмодернизм к началу ХХІ века распространился везде, где есть влияние европейского мышления на жизнь и культуру общества.

2. Начало постмодернизма.
С чего начался постмодернизм? С резких и решительных обвинений в адрес эпохи модерна и ее проекта. Обычно эти обвинения заканчиваются серьезным предостережением: если человечество будет продолжать жить по законам и принципам модерна, то возникнет угроза для самого существования нашей планеты.
Критический подход постмодернизма к модернизму, и описание основных черт предыдущей эпохи модернизма, в общем характерны для всех постмодернистских мыслителей. Что же касается их понимания самой эпохи, которую они представляют, то здесь нет четких представлений или единого мнения и определенности характеристик и описаний.
Соответственно нет и четкого определения постмодернизма. Его определяют по-разному: в нем видят особую историческую эпоху, отличающуюся специфическим "состоянием ума" (Ф. Лиотар). В других случаях постмодернизм предстает как "аисторическое восстание без героев против слепого инновационного информационного общества (Ч. Ньюмен)." Иногда суть и содержание постмодернизма связывают с тем, что с его помощью поднялась новая волна "американского военного и экономического господства над миром" (Ф. Джеймисон).
Не менее расплывчаты определения исторических границ, долженствующих разделить эпохи модерна и постмодерна. Чаще всего философию Просвещения причисляют к эпохе модерна и считают, пользуясь терминологией Лиотара, главного теоретика постмодернизма, одним из "великих повествований модерна". Однако сам же Лиотар заявил, что Дидро, например, является для него "воплощением постмодернизма", ибо он нанес удар по "великим повествованиям", ведущим свое происхождение от исходных христианских моделей. Правда, согласно Лиотару, потом традиция великих повествований снова возродилась и окрепла благодаря немецкому идеализму и французскому республиканизму, а затем обрела новую форму в марксизме.
Известный современный писатель Умберто Эко, активно участвовавший в дискуссиях о постмодернизме, иронически заметил, что у ряда авторов возникла склонность находить предшественников постмодернизма во все более ранней истории; таковым не сегодня-завтра объявят Гомера. Но и сам У. Эко полагает, что размежевание, аналогичное борьбе "модерна - постмодерна", можно обнаружить в любой переходной эпохе человеческой культуры. Привлекая к рассмотрению материал по истории современной литературы, Эко приходит к выводу, что постмодернизм имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений и дихотомий - реализма и ирреализма, формализма и содержательности, "чистого", элитарного и массового искусства и т.д.
В постмодернистских дискуссиях вовсе не случайно звучит голос выдающихся представителей литературы и искусства. Собственно, в этих областях культуры и началась борьба против эпохи "модерна". И лишь потом она докатилась до философии. Закономерно и то, что тон в философских дискуссиях стали задавать французские мыслители, всегда чутко реагировавшие на брожение идей и умонастроений в литературе и искусстве.
Начало постмодернизма датируется концом 50-х годов ХХ столетия. Вообще-то, понятие постмодернизм используется, прежде всего, как состояние «постмодерна». Применяли их главным образом в дискуссиях о новейшей тогда литературе.
Исследователи постмодернизма обращают внимание на то, что термин "постмодернистское общество" в конце 60-х годов стал встречаться и в социологической литературе. Так, американский социолог А. Этциони в книге "Активное общество. Теория социальных и политических процессов" (1968) писал, что постмодернистская эпоха начинается (условно) после 1945 г. и приносит с собой альтернативный выбор: либо стремительное и неудержимое развитие технологий, опирающихся главным образом на критерии их эффективности и на ценности господства - подчинения, либо выбор новых ценностных ориентиров, которые открывают перспективу "активного общества".

3. Что подразумевает «постмодерн»?
Постмодерн – это состояние – «после…», после – современности. Что подразумевает «постмодерн»?
Прежде всего, критическое переосмысление установок современности (уже не существует веры в человека, разум, науку, прогресс); отказ от традиций в мышлении (критический подход ко всему); убеждение, что все относительно: «нет абсолютов, нет истины…»; «есть только мнения»; критика традиций, разума, традиционного христианства; пессимизм и разочарование.

4. Принципы и ценности постмодернизма
Неопределенности, неясности, пробелы - не только не недостатки, а основные принципиальные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций. Для искусства этот тезис должен иметь такое же принципиальное значение, какое принцип неопределенности Гейзенберга имеет для физики, теорема Гёделя - для логики и математики. Не логическое, монологическое мышление, а "диалогическое воображение" (Бахтин) приобретает в постмодернизме решающий смысл.
Следствием этого является принципиальный фрагментаризм. Это воплощается в недоверии к "тоталитаризирующему синтезу", в склонности к методам коллажа, произвольного монтажа, "вырезок" и "врезок", в склонности к парадоксам, в "открытости разбитого", в акцентировании "разломов", "краев" и т.д.
Постмодернизм опровергает все каноны, выступает против всех авторитетов. В литературе это (условно) означает "смерть автора", т.е. прекращение его "отцовской" власти и попечительства над читателем.
Постмодернизм возвещает о "смерти субъекта", "опустошает" традиционное Я, которое перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой "глубины".
Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не все может быть "показано", "изображено", "иконизировано".
Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, иронию, аллегорию как важнейшие подходы литературы и искусства, да и любого вида мыслительного творчества.
"Гибридизация" подразумевает смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование ("плагиаризм") одними жанрами творческих стилей и методов других жанров.
Для характеристики постмодерна используется термин "карнавализация", заимствуемый (как и другие понятия) у М. Бахтина. Имеются в виду "радостная релятивность" вещей и событий, "перспективизм", участие в "сумасшедшей чересполосице жизни", "имманентность смеха" и т.д. С этим тесно связана категория равного "участия в игре", "представлении" авторов и читателей, слушателей.
Жан Франсуа Лиотар определил понятие постмодерн как кризис метасценариев (великих проектов). В известной работе «Состояние Постмодерна» (1979), он утверждает, что наш век с его постсовременным состоянием отмечен «скептицизмом по отношению к метанарративам». Эти «метанарративы» — часто «великие повествования» — являются грандиозными, крупномасштабными доктринами и философиями мира, типа исторического прогресса, познаваемости всего наукой, или возможности абсолютной свободы. Лиотар утверждает, что мы уже давно не верим, будто рассказы этого типа способны представить и вместить нас всех. Мы стали более бдительными к различению, разнообразию, несовместимости наших стремлений, верований и желаний, и по этой причине постсовременность характеризуется большим количеством микронарративов.


Выводы
Исследуя эпоху, в которой нам приходится жить, можно придти к определенным выводам. Эта эпоха изменила все! То что было актуально в эпоху модерна и представляло определенную ценность, совершенно не актуально, не ценно сейчас. Это важно знать и нам христианам. Битва за разум закончена благодаря постмодерну. Кто победил в этой битве? Христианство или безбожие? Вера или наука? Идиализм или материализм? Трудно и даже невозможно ответить на эти вопросы. Да и какая разница. Битва закончена в самом разгаре, и при этом не благодаря победе одного, а благодаря определенным объективным стихиям. Другими словами, никто не выиграл! И победитель ощущается себя проигравшим, и проигравший, как победитель. Это похоже на Францию в годы Второй мировой войны, фактически проигравшая держава, но была в числе победителей во время подписания пакта о капитуляции Германии.
С другой стороны мы столкнулись с новыми вызовами и новыми проблемами. Старые проблемы стали настолько привычными, что для многих они оказываются более удобными, чем то, что с собой принес постмодерн. К примеру, постмодерн принес толерантность и фактическое равнодушие к твоим религиозным убеждениям, и это считается как минус. Но буквально пару десятков лет твои религиозные убеждения могли привести к тому, что вся твоя жизнь могла оказаться на обочине (ни образования, ни хорошей работы, ни выезда за рубеж и т.д.) тебе не светило, только потому что ты веришь в Бога. Да это приводило в напряжение и в постоянную готовность, но по сути, это не делало людей духовными и нравственно чистыми.
Также нужно помнить, новая эпоха меняет мир прежде всего методологически, не трогая суть твоих убеждений. Мы уже привыкли к тому, что обвертка или коробка лучше выглядит, чем сам товар… Тоже можно сказать и о мире убеждений. Его можно приукрасить настолько, что само приукрашивание будет лучше реальности. Кстати, многие в религиозном поле деятельности так и поступают, надеясь на непосвященность масс. Поэтому нам нужно воспринять постмодерн позитивно методологически, осознавая, что толерантность и относительность, это дело субъективное и в постмодерне зависит лично от каждого…

Коментарі

  1. Спасибо, хорошая статья. Она заставляет подумать о будущем. Время меняется... Может оказаться что через 5-10 лет всё наше служение Богу будет неэффективным. Как выжить? Что делать? Как оставаться верным Библейским принципам? Это те вопросы, которы пора задавать сегодня.

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації