Кризис руководства в евангельской церкви
Сегодня мы переживаем времена духовной неопределенности и религиозного кризиса. Романтика девяностых безвозвратно ушла, а на её смену пришли времена жесткого реализма. Многие церкви и даже целые союзы оказались в состоянии духовного регресса. Если раньше рост церкви необходимо было только регулировать, то сейчас об этом практически не говорит никто и даже те, которые им хвалились. Уже давно стало модным объяснение сегодняшнего упадка, как состояния очищения рядов, когда уходят те, кто в общем-то и не был возрожден, но попал в религиозное собрание случайно, под шумок, или из-за выгоды. Сейчас уже не модно вести статистику роста церкви или говорить о численном количестве собраний, это и понятно, потому что количество заметно уменьшилось даже у тех, которые раньше кичились феноменальным ростом своих «мегацерквей».
1. Кризис руководства
Мы находимся в состоянии кризиса… И этот кризис коснулся всех сторон человеческой жизни – политической, экономической, социальной, духовной и религиозной. Все, что работало раньше, не работает сегодня. Все, что было эффективно вчера, становится не эффективным сегодня. Вспоминаются слова Дитриха Бонхеффера: «Мир стал совершеннолетним…» – т.е. не принимающим традиционные и уже состоявшиеся схемы и парадигмы решений. Что делать? Как быть? Такие вопросы все больше волнуют думающую христианскую общественность.
Анализируя сегодняшнюю обстановку в церквях, необходимо отметить не только хроническое состояние кризиса в сфере руководства, но и плачевное состояние церковных структур, которое повлекло за собой разрушение духовности многих людей, пришедших в церковь за последние 20 лет. Что мы видим? Обещания 90-х – неисполнены… Те, кто обещал здоровье и процветание, на самом деле так и не смогли выйти из состояния нищеты. Те, кто говорил о Божьем благословении, умалчивали о Божьем избрании и суверенитете. Фактически рост церкви в 90-е прекратился после 2000 года. Сегодня не многие идут в церковь. Почему? Люди разочарованы не меньше, чем отягощены желанием материально обогатиться. Все схемы о том, что если ты дашь Богу, то Он отдаст тебе в десять раз больше – уже не работают… А то, что происходит сегодня в церкви, можно назвать кризисом церковной структуры и ее руководства, который в свою очередь дестабилизирует жизнь всей общины.
2. Причины кризиса
Этот кризис имеет несколько причин.
Первая причина кризиса – это превращение церкви из духовного организма в религиозную организацию. Организационные структуры имеют задачу сохранить людей, не потерять их. Но с другой стороны, люди, оставшиеся в церковной структуре, теряют духовную силу, соблюдая уставы, правила, предписания. Такое впечатление, что духовность измеряется размером, цветом и стилем одежды, количеством служений и посещаемостью церковных богослужений. Духовная жизнь верующего человека переместилась в воскресенье, а точнее, во временной промежуток посещения церкви. То, за что упрекали евангельские верующие разных деноменаций православных и католиков – в том, что их члены церкви – это просто прихожане, – теперь стало реальностью для многих евангельских церквей. Только портрет прихожанина отличается, а в сущности, все похоже.
Вторая причина кризиса вытекает из первой и касается церковного руководства. Руководство напоминает или начальство на производстве, или же директоров малого или среднего бизнеса. Есть четкая или не четкая субординация, вертикаль. Где-то она явно выражена, а где-то она прикрыта «бархатом» пасторского авторитета. Совет служителей напоминает совещание начальства церкви, которое живет совсем другой жизнью, чем большинство людей, посещающих церковь. А так как портрет руководителей церкви не имеет четких границ, поэтому мы можем увидеть в церковном руководстве и бизнесменов, и политиков, и просто деловых людей. С одной стороны, то, что церковные лидеры могут заниматься бизнесом или политикой не является чем-то плохим. Плохое заключается в том, что лидером церкви может стать человек, у которого организаторские качества сильнее его духовных качеств. А личность с сильными духовными качествами, может остаться в стороне из-за недостатка влиятельности и внешних достижений. И это пугает! Вместо того чтобы больше посвятить себя на дело церкви, многие служители идут в политику или в бизнес. Вследствие этого возникает проблема обесценивания духовного руководства. Недостаток идейности порождает бесхребетность, прагматизм и поиск выгоды.
Третья причина кризиса – комерциализация церкви. Это выражается в том, что церковь превращается в организацию по предоставлению религиозных услуг. Эти услуги касаются следующих вещей – здоровья, успеха, взаимоотношений, характера, загробной жизни и т.д. Следующий момент это финансовая сторона. Ничто так не разделяет людей в церкви, как вопрос денег. Это касается также и финансовой поддержки служителей. Хотя Библия и говорит о финансовой поддержке служителей, но она никогда не подразумевала, что служитель – это профессия, целью которой является обогащение одних за счет других. В результате чего, церковь стала еще одной бизнес структурой с религиозным подтекстом.
3. Как выйти из кризиса?
Все эти причины приводят к тому, что церковь потеряла свою духовную силу и уже не привлекает людей. Нет духовной силы, но есть лицемерие и фарисейская религиозность. Что делать? Как выйти из кризиса?
Ответить на эти вопросы нелегко. Прежде чем определить эффективную стратегию выхода из кризиса, необходимо осознать, что церковь – это сообщество Божьего народа, и в плане организации и структуры она является феноменом. А все организационные элементы могут парадоксально совмещаться в церкви и создавать в ней неповторимый симбиоз. Практически все организующие элементы общества могут присутствовать в церкви. Она может быть и семьей, и организацией, и народом, и социумом (обществом), и общиной; она может принимать черты партии или деноменации, секты или религии. Также нужно признать, что общественный уклад жизни часто переносится в церковь автоматически, и это создает как определенные проблемы, так и определенный колорит.
4. Шаги выхода из сложившегося кризиса
Понимая всю сложность проблемы, необходимо пойти на следующие шаги, чтобы церковь смогла выйти из существующего кризиса.
Первым шагом является осознание того, что церковь это социум, который необходимо преобразовать в духовный организм (тело Христово). Другими словами, церковь как социум имеет свой путь преобразования.
Второй шаг – это отказ от системы мышления, которая поощряет развитие церкви как религиозной организации. Это один из самых сложных шагов, но его необходимо сделать. Церковь – это не организация, поэтому ее нельзя измерять, как успешную или не успешную религиозную организацию на основании численного роста, инфраструктуры и достижений. Это также подразумевает, что церковь не должна искать стимуляторов роста. Движение за рост общин, переросшее в индустрию мегацерквей, является «троянским конем» церкви, забывающей, что она всегда остается «малым стадом» в этом мире, и ее путь узкий и тернистый.
Третий шаг – это признание того, что церковь это братская община, где нет вертикали, но есть разная ответственность, основанная на принципе взаимодополнения и взаимопомощи. В этом плане показательны некоторые идеи евангельского движения, которое развивалось в конце ХІХ – начале ХХ и отличалось тем, что не имело ни структуры и ни вертикали. Это движение было занесено в Россию Плимутскими братьями и имело невероятный успех, и численный рост. Прежде всего, потому, что каждый человек ощутил себя значимым в церкви, где не было структуры, иерархии и субординации.
Четвертый шаг, это возрождение ученичества и наставничества. Раннехристианская община была сообществом учеников, которая возрастала в учении апостолов. Тогда не было воскресного прихода и номинальной духовной жизни. Церковь собиралась по домам и жила повседневной христианской жизнью.
Пятый шаг – это путь сближения между церковным руководством и всей общиной. Церковное руководство не должно отделяться от остальных и не должно рассматриваться, как совет директоров церкви. Здесь не должно быть и анархии. Нужно понимать, что руководители церкви – это те братья, которым церковное собрание делегировало полномочия вести церковную общину подобно тому, как пастырь ведет своих овец.
И да поможет Господь многим евангельским церквям выйти из кризиса для того, чтобы действительно быть солью и светом этого мира!
Константин, спасибо за разымшления. Согласен и с "диагнозом" и с "рецептом".
ВідповістиВидалитиКак же вы правы...Спасибо.зп статью!
ВідповістиВидалитиХороший анализ!Хотя я думаю что проблем намного больше...
ВідповістиВидалитиКостя _в общем_, на уровне тенденций _части_ церквей, с анализом и предложениями могу согласиться. В п.4 ты говоришь: "Церковь – это не организация, поэтому ее нельзя измерять, как успешную или не успешную религиозную организацию на основании численного роста, инфраструктуры и достижений". Но в то же время сам оцениваешь церковь посредством этих категорий в пп.2 и 3... Получается конфликт на уровне исследовательской методологии: с одной стороны, ты говоришь, что это "не метод" для оценивания Церкви, с другой стороны, свои выводы делаешь на основании такого "метода"...
ВідповістиВидалити"Нужно понимать, что руководители церкви – это те братья, которым церковное собрание делегировало полномочия вести церковную общину подобно тому, как пастырь ведет своих овец". Сам придерживаюсь подобного понимания, что так _должно_ быть. Но в екклесиологии это не единственная форма управления церковью и межцерковными группами...
Со своей стороны хочу сказать, что данная заметка - точка зрения, но, по моему субъективному мнению, она не отражает того, что происходит во многих новых баптистских и пятидесятнических евангельских церквах...
Честно размышляя относительно формы церковного руководства хочу добавить (пока что сырые мысли), что беря за основу ВЗ, мы не находим в нем, что народ избирал Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, и т.д. Это была прерогатива Бога. Есть единичные случаи, когда народ избирал руководителя, но в ВЗ - это отрицательные примеры. В НЗ я также не нахожу подтверждения того, что церковь избирает служителей: Иисус избрал апостолов, апостолы в результате миссионерской деятельности поставляли пресвитеров. Мне кажется, что на вхождение в церковь идеи избрания пресвитеров очень сильно повлиял гуманизм... И последнее, я думаю, что на протяжении веков Бог давал мудрости и проницательности многим верным пастырям (независимо от деноминации и конфессии), чтобы поставляли после себя верных Богу людей. По крайней мере, я никак не могу отрицать этот очевидный факт, осознавая сам ФАКТ существования ЦЕРКВИ в наше время... Еще раз хочу сказать, что это сырые мысли, и я пока придерживаюсь принципа "церковной демократии", в то же время, размышляя над другими формами церковного управления...
ВідповістиВидалитиКостя, спасибо. Было бы интересно услышать твой анализ не только озвученных тобой причин кризиса, но и анализ причин этих трех причин. Мне показалось, что ты что-то недоговорил в этом анализе (или показалось?). Возможно, стоит делать анализ не в "общем", а на примере конкретной церкви и конкретной проблематики? Мне видится, что ты указываешь в правильном направлении: вопрос упирается в извечное искушение "властью". Тот кто однажды оказался в нужном месте и в нужное время и попробовал вкус "помазания" властью и ощутил в руках волнующее течение денежных потоков "шальных" 90-х, тому трудно будет разжать руки и лечь на крест. Ведь церковь то, строится именно на кресте. А. Пузынин
ВідповістиВидалитиСпасибо за комментарии и Ваши размышления. То что вы ответили, указывает на то, что статья вас затронула, побудила к размышлению, не оставила равнодушными. Вообще, тема церковного руководства в евангельских церквах требует более глубокого исследования, но ясно одно, что сама тема актуальна. Ведь нам не все равно, как управляют церквами ее руководители. Для меня, как для служителя, который в разные периоды жизни находился и как ответственный за церковь, и как миссионер, и как диакон отвечающий за церковное образование, данная тема не является отвлеченной и теоретической. Да и сейчас, мой экклезиологический опыт пополнился новыми переживаниями, находясь в Ирпенской библейской церкви, которая, как на мой взгляд, является достаточно не типичной для церквей ЕХБ в Украине и это делает ее привлекательной для интересующихся религией людей.
ВідповістиВидалитиПоскольку нахожусь под впечатлением «Хижины» Пола Янга, позволю себе процитировать слова, которые Бог адресует главному герою: «Как только у вас появляется иерархия, вам требуются правила, чтобы осуществлять и защищать ее, затем вам требуется закон и укрепление правил, а заканчиваете вы неким видом субординации или системой приказов, которая уничтожает взаимоотношения, вместо того, чтобы развивать их».
ВідповістиВидалитиОчень хотелось бы возразить – но увы…