Богословие примирения в украинском контексте


               Украина оказалась между молотом и наковальней в большой геополитической игре. Все что происходит сегодня, из-за недостатка правдивой информации, невозможно осмыслить в правильном духе. Христианам не просто сейчас, ведь политика в нашем контексте часто связана с ложью и это приводит к апатии. С другой стороны, христиане живут надеждой и поэтому то, что сегодня происходит в стране должно привести верующих в состояние, когда мы живем в соответствии с Евангелием, а не с политическими доктринами. Евангелие с одной стороны призывает нас быть в гуще событий выполняя функцию соли и света (Мф.5:13-16), с другой стороны призывает быть носителями мира (Мф.5:9).
            Христиане с одной стороны должны занимать активную гражданскую позицию, а с другой стороны понимать, что Царство Христа «не от мира сего» и нам необходимо быть осторожными, чтобы не увлечься социально-политической деятельностью, потеряв духовную бдительность.
            Христиане, участвуя в социально-политической жизни страны несут Евангелие, сфокусированное богословием примирения. Это актуально как никогда в Украине сейчас, когда политики принесли не только внутринациональный раскол, но и привели к межнациональной вражде. Мир и безопасность, которые еще недавно характеризовали Украину, куда-то улетучились. Теперь невольно приходиться вспоминать из истории, что территория современной Украины была всегда неспокойной. Так называемая «Украинская зима», которая привела к смене руководства страной, вошла в новую фазу и теперь под вопросом смена границ и это уже следующая серия, под названием «Украинская весна». Все меняется стремительно и бесповоротно и создается ощущение, что все мы находимся в состоянии очередного эсхатологического напряжения. Куда Бог ведет мир? Что будет с нами? Как говорится, поживем и увидим, а сейчас нам необходимо переосмыслить то, что уже произошло и осознать, что же такое богословие примирения в украинском контексте.
           
Участие христиан во времена социально-политических потрясе ний
Митинги протеста, которые всколыхнули украинское общество с ноября 2013 по февраль 2014 г., не оставили равнодушными никого. Украинцы выразили свое несогласие с действиями власти, но для верующего человека понятно, что все конфликты в обществе имеют духовную природу. В связи с этим, христиане, приходившие на Майдан, не только молились и приносили пищу и горячий чай, но и несли Слово Божье, которое, если его принять, может сохранить страну от нестабильности и вооруженных конфликтов, а также несет в себе примеры духовных решений в отношении протестов. Социально-политическая проблематика подняла вопрос о том, каким должно быть участие христиан в обществе во времена нестабильности? К сожалению, но ответы на этот вопрос по-прежнему не получены…
События протеста и баррикад, подняли на повестку дня темы для серьезнейших обсуждений, связанных с реальностью влияния церкви на общество. На самом деле, евангельские церкви, не смотря на подчеркивание величия Бога в своей деятельности и миссии, в социально-политических акциях так и оказались незамеченными. Где «евангельские дивизии»? Говоря словами известного советского диктатора, когда он спросил у своего подопечного в отношении Римского Папы – «а сколько у него дивизий?». Их на самом деле в Украине немного и они раздроблены. Здесь возникает естественный вопрос – почему протестанты по-прежнему остаются незаметным меньшинством? На этот вопрос существуют разные ответы, но сегодня появляется еще один важнейший вопрос – какая ответственность христиан за ситуацию в стране?
Церковь, не смотря на свою отделенность от государства, не может быть в стороне от проблем, возникших в стране и приведших ее к глубокому социально-политическому, экономическому и финансовому кризису.
Церковь не может быть в стороне от проблем в обществе. Сегодня она не занимает центральные позиции, но не должна быть и на обочине жизни, ведь ее место в гуще событий. Церковь уже не боится говорить прямо и трактовать священные тексты, которые являются политически неудобными, но церкви нужно помнить, что в ситуации политического кризиса в Украине виновны все, а не только представители свергнутой власти во время парламентского переворота.
Необходимо также отметить, что стремление к преображенной Украине есть не только среди протестантов, но и среди православных, католиков и греко-католиков.

Миротворческая миссия Церкви в обществе
Социально-политические потрясения в обществе не являются чем-то новым в истории, и они происходили всегда. Церковь, ощущая свою инаковость по отношению к миру, на основании слов Христа о том, что «Царство Мое не от мира сего…» (Ин.18:36), все же втянута в ситуацию напряжения из-за того, что находится в обществе и государстве и связана с ним субординацией отношений, как написано в 1 Петра 2:17-18 – «…царя чтите…».
Сегодняшняя ситуация в Украине усложняется еще и тем, что церковь сталкивается с проблемой недостатка подлинной информации и втягивается в информационную войну. Как и во времена Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, церкви приходиться пророчески говорить и называть грехи своими именами, ведь она не может быть в стороне от проблем в обществе, которые усложняеются еще и тем, что представители государства не выполняют свои функции справедливо. Это состояние напряжения снимается осознанием своей миротворческой миссии и роли, которую имеет Церковь в обществе. Слово Божье призывает каждого христианина в частности, и всю церковь в целом, быть миротворцами, указывая, что именно миротворцы будут названы Божьими сынами (Мф.5:9).
Это актуально особенно сейчас, когда социально-политический конфликт радикализировал и разделил общество на два противоборствующих лагеря, которые негативны по отношению к друг другу и кровавый исход этот конфликта может привести к территориальным переменам, если политики не смогут достичь компромисса. Этот конфликт не оставляет равнодушными и церковь, которая в своих рядах имеет представителей обеих лагерей. Это усложняется еще и тем, что церковь еще не осознала до конца свою миротворческую функцию в обществе, которая подразумевает не только созидание состояния мира и спокойствия внутри церкви, но и планомерная деятельность в плане созидания и достижения мира в обществе. В этом плане миротворческая функция является объединяющей на основе определенных основополагающих ценностей, общих для обеих сторон, которые конфликтуют. Основополагающие ценности, которые являются базовыми для украинского общества касаются, прежде всего ценности человеческой жизни, ее свободы и безопасности.

Выводы и практические решения для христиан
Ценность человеческой жизни и недопущение кровопролития и является состоянием блаженства – то есть, истинного счастья. Церковь сегодня, может обретать состояние счастья, если будет поддерживать состояние мира в ситуации конфликта. Состояние мира поддерживается молитвой, проповедью Слова Божьего, присутствием на месте конфликта, стремлением к диалогу и обращением к представителям власти с прошением мирных решений конфликта, осуждая силовой вариант разрешения конфликта и призывая к поиску мирных компромиссов.
Миротворческая функция имеет двоякое значение. С одной стороны она укрепляет саму церковь уводя ее от политических брожений, кривотолков и разделяющих мнений. С другой стороны, она обращает церковь лицом к обществу, показывая тем самым неравнодушное участие в социально-политической жизни и очерчивая четкие границы допустимого в конфликте. Миротворческая функция является благочестивым действием церкви в обществе, стремящейся принести Божьи стандарты в социальную жизнь.


Коментарі

Популярні публікації