Подсказки для евангельской церкви в эпоху постмодерна

О том, как жить евангельской церкви в эпоху постмодерна, уже написано не мало книг и статей. Интерес к этой теме продолжает расти и это понятно. Мы живем в данную эпоху и мы сталкиваемся со многими вопросами, которые ставит сегодняшний день. Церковь, как бы ни старалась, не может выйти из атмосферы эпохи, в которой она живет, поэтому ей, нужны ответы, которые помогут ей жить во времена, которые без преувеличения называют временами неопределенности и кризиса.
Данный очерк состоит из анализа двух книг, написанных приблизительно в одно и тоже время англоязычными авторами, фамилии которых совпадают, но каждый из них представляет разную теологическую позицию и разные подходы в жизни. Одного зовут – Давид Смит и он является автором небольшой книги под названием – «На пути в Эммаус. Надежда во времена неопределенности». Этот автор из Шотландии и он представляет свободный евангельский взгляд внеденаменационного христианства. Второй автор – Джеймс Смит и он является автором книги «Церковь и постмодернизм. Как найти место в церкви Лиотару, Фуко и Деррида?». Этот автор из Северной Америки и представляет Кальвин Колледж.
Данные книги были написаны практически в одно и тоже время на западе и переведены у нас с разницой в один год. И тот и другой авторы, пытаются объяснить церкви, как ей жить в сегодняшнем дне. Сразу же, нужно отметить, что им это удается, хотя при чтении этих книг вопросов не становится все меньше, тем более, что в украино-русском контексте постмодернизм проявляется своеобразно и не по западному сценарию. Почему так? Так называемый «железный занавес» остановил время и евангельской церкви в постсоветских странах приходится с отставанием реагировать на процессы, которые уже давно возникли на западе. Тем лучше для нас, ведь мы можем с успехом адаптировать западный опыт! Но не тут то было! Нам, живущим на востоке, иногда кажется, что западные проблемы к нам никогда не придут и в этом чаще всего основное заблуждение, потому что когда эти проблемы к нам приходят, мы оказываемся не готовыми к ним.
И все же, какие есть рецепты для жизни в постмодерне? По мнению автора книги «На пути в Эммаус», мы столкнулись с реальностью разочарования, которая вывела на обочину жизни не только христиан, но и современных гуманистов и мусульман. Другими словами, весь мир оказался на обочине жизни. Все аутсайдеры! И здесь автор иллюстрирует ситуацию из жизни учеников Христа, которые разочаровавшись в Мессии и  шли в Эммаус, чтобы проиллюстрировать, что безвыходных ситуаций не бывает и все мы в итоге нуждаемся во Христе.
 Подсказка №1: выйти за пределы собственной деноменационности
Автор в своей книге «На пути в Эммаус», рассказывает беспрецендентную историю о духовных поисках Бога у французского гуманиста и атеиста ХХ ст. – Альберта Камю, который, хотя и отрицал Бога и исповедовал атеистический экзистенциализм, к концу жизни начал посещать церковь и искать Бога! Удивительно, но такое возможно. Камю, хотя и обратился ко Христу, из слов автора, но так и не смог присоединиться к традиционной церкви, которая не оказалась готовой принять философа… Здесь автор пытается показать, что церковь в эпоху постмодерна, оказалась на пути в Эммаус, чтобы стать «другой» церковью, т.е. общиной Христа и это ведет ее далеко за пределы собственной деноменации. Фактически, быть общиной Христа, это значит выйти за рамки своей конфессиональности и это как раз то, что и делает церковь эффективной в эпоху постмодернизма.
Что это буквально значит? Одна из проблем евангельских церквей, это подчеркивание собственного превосходства. Споры о правильности веры не утихают до сих пор, и чаще всего они сопровождают те церкви, которые по сути своей являются отражением модернистской культуры. Сегодняшним евангельским церквам, особенно из фундаменталистского блока хочется сказать: а вам не надоело спорить? В этом плане, показателен опыт Ирпенской библейской церкви, одной из немногих баптистских церквей в Украине, которая определив «круг ортодоксии» евангельских церквей, тем самым сняла напряжение внутри общины и направила ее на социальный евангелизм, что в итоге приводит к поступательному численному росту общины, а это является феноменом, на общем фоне отсутствия роста в большинстве баптистских церквей Украины.
 Подсказка №2: наполнить новым смыслом старые понятия
Джеймс Смит в своей книге – «Церковь и постмодернизм» пытается интеллектуально расширить мышление современных христиан, указывая тем самым на то, что современная эпоха, сменившая модернизм, приносит нам не только новые проблемы, но и решает старые. Одним из главных посланий этой книги, является то, что христианам нужно переосмыслить понятие истины, выводя ее за рамки пропозиционального суждения в сторону личностного восприятия. Здесь необходимы пояснения. Когда мы говорим об истине – мы говорим чаще всего о точном, подлинном и неискаженном восприятии объективной реальности. Если это утверждение верно в отношении истины, то она на самом деле не является первичной. Тогда получается, что истина вторична, а объективная реальность первична. И это также значит, что истина не важна сама по себе – это всего лишь отображение реальности. В этом плане Иммануил Кант, совершивший «коперниканский переворот» в мышлении, показал несостоятельность истины, преломленной в человеческом разуме.
Исходя из этой логики, истины просто не существует, а есть только мнения. Это болезненно воспринимается христианами, которые чувствуя себя как рыба в воде в плане эпохи модерна, но они вынуждены теперь жить в другую эпоху и они практически не знают, что им делать в ней? А ведь все может оказаться гораздо проще, чем кажется на самом деле. Читая Евангелие, мы наталкиваемся на слова Христа о Себе, где Он подчеркивает, что Он является истиной. И здесь кроется ответ на вопрос, о том как быть тем, для кого в эпоху постмодерна, истина по-прежнему остается ценностью. Ответ таков: нужно перестать воспринимать истину – как суждение, как неискаженное восприятие действительности нашим разумом и начать воспринимать истину опыт межличностного познания.
Если истина – это сам Христос, а он является личностью, то мои отношения с этой личностью и соответственно познание истины будут не только субъективными, но и уникальными и неповторимыми. Если это так, то мы уже не будем «сцепив зубы» доказывать свою правомерность, а напротив с уважением, относиться к другому познанию. Другими словами, мы уже не соревнуемся в том, кто ближе ко Христу, а приходим к Нему с разных сторон, учитывая свою неповторимость.
Этот рецепт помогает снять напряжение в интеллектуальных спорах и приводит нас в состояние постфундаментализма или послиберализма, таким образом выводя нас к реальным, а не мнимым интеллектуальным проблемам современности. Это очень важно для церкви, которая привыкла отвечать на вопросы, которые уже давно не задают…
Подсказка №3: свежий взгляд на проблематику интерпретации библейского текста
Оба автора предлагают по-новому подойти к толкованию библейского текста. И здесь находится одна из сложных зон евангельско-протестантской герменевтики. В чем здесь проблема? Трудность в том, что евангельско-протестантская герменевтика озабочена поиском подлинного смысла библейского текста, заложенного его автором. Другими словами, подготовленный проповедник – это тот, кто смог наиболее точно понять суть высказываний библейского автора, при этом не учитывая аллегорическую подоплеку, которую может нести библейский текст. Ведь, к примеру Апостол Павел мог видеть иносказание (аллегорию), даже в историческом повествовании, таком как история об Агари и ее сыне Измаиле из книги Бытие. Что предлагают авторы? Они предлагают воспринимать библейский текст не с точки зрения его толкования, а с точки зрения его применения, стараясь видеть в нем не только рациональное звено, но и подходя к нему используя воображение. И самое главное здесь – это не догмы, а истории.
Традиционные евангельские церкви, зациклившись на догмах и увлекаясь спорами, совершенно не обращают внимание на повествовательный и фигуральный характер абсолютного большинства библейских текстов! Дэвид Смит в своей книге цитирует Уолтера Брюгггеманна, который говорит, что «древние тексты взрываются новой жизнью только тогда, когда учителя и проповедники готовы выйти за привычные пределы своей работы – то есть помимо специфических, научных аспектов толкования продемонстрировать смелость и способность прибегать к воображению и интуиции, прислушиваясь к библейским текстам и говоря о них в современном контексте».
Этот рецепт поможет евангельским проповедникам обратится к тексту по другому, не стремясь искать невозможного – вечно ускользающий первоначальный смысл текста, вложенный библейским автором. В этом плане мы можем воспользоваться практикой Иисуса, который цитировал и толковал текст в синагоге и в храме, а на улицах и в общественных местах проповедовал притчами, используя прикладные образы. Другими словами, цитировать и толковать Библию нужно в том сообществе, в котором она признана, там же где она не признана, нужно проповедовать библейскую истину, используя примеры, истории, сравнения, то есть литературно, но в современном контексте. 
Подсказка №4: не зацикливаться на старых моделях христианства
Мы часто думаем следующими категориями – «христианство единственный путь для общества», «только во Христе надежда», «церковь – главное место социальной активности человека» и тут же сталкиваемся с повсеместным разочарованием в христианстве, Христе и церкви. Люди уже не доверяют традиционным схемам христианства.
Удивительным фактом в исследовании крупных евангельских церквей в Украине, которых можно обозначить термином megachurch, что практически все они являются независимыми и не принадлежащими к традицонным протестантским союзам, таким как баптисты и пятидесятники. Большая часть из них харизматического плана, но все они как правило независимы и сами создают свои сообщества, союзы и объединения. Почему же те, которые уже десятилетиями зарекомендовали себя в украинском контексте, не интересны большинству? Здесь мы сталкиваемся и с проблемой гордости и осознанием, что многое нам не принадлежит… В 90-е, находясь на пороге пробуждения, никто и представить не мог, что последующее десятилетие будет временем разочарования в евангельском протестантизме. Что же делать? Главное здесь не зацикливаться на старых моделях христианства. Джеймс Смит размышляя на эту тему в своей книге, говорит о радикальной ортодоксии и появляющейся церкви. Эти две волны, как армии с флангов, могут принести победу евангельской церкви, в ее битве за общество. В чем суть этих двух крыльев? Радикальная ортодоксия может обновить традицию, а идея появляющейся церкви актуальна там, где традиция еще не застыла.
Книги Джемса и Дэвида Смитов предлагают некоторые п

одсказки для евангельской церкви в эпоху постмодерна. Это прежде всего западный опыт и западная рефлексия на данную тематику. У нас конечно же другой контекст и другая ситуация, но при всей нашей ситуации нужно отметить, что многие тенденции, хочешь, не хочешь, зацепили и нас… Постмодернизм в действии мы видим каждый день! Все меняется, и церковь в том числе. В связи с этим, нам нужно с одной стороны прислушаться к нашим коллегам из запада, а с другой стороны самим стать исследователи температуры эпохи, чтобы в итоге быть эффективными и успешными в благовестии современному обществу.
 Константин Тетерятников,  специально для Ideas4God

Коментарі

Популярні публікації