Протестантская этика Макса Вебера и украинский контекст




Война на Востоке Украины, политическая нестабильность, экономический кризис и гуманитарная катастрофа вскрыли необходимость глубоких перемен, касающихся нравственности и профессионализма, тем самым востребовав от евангельских протестантов более активного включения в процесс формирования нового украинского общества, предложив ему протестантскую трудовую этику, как необходимый фактор экономического прогресса и роста социального уровня жизни.
Украинский социально-политический и экономический контекст таков, что до сегодняшнего дня он находился под влиянием советской системы ценностей, убивающей суть трудовой этики касающейся добросовестной и усердной работы, основанной на понимании ее добродетельности.
Мы живем в эпоху постоянных изменений и перемен, поэтому  мы видим необходимость для евангельской церкви в открытии протестантской трудовой этики, которая в итоге может стать дорожной картой и привести к качественным переменам в обществе.

1. Положение дел: украинский контекст
Евангельская церковь, занятая евангелизацией и миссионерством в первые два десятилетия после падения коммунистического режима и появления независимых постсоветских государств, не обратила внимание на важность трудовой этики, как дисциплины, которая наравне с внешним благовестием, могла бы влиять на общество. Церковь, сосредоточившись на «спасении человеческих душ»[1], что упустила из своего арсенала влияния важную составляющую – социальную помощь, которая может быть не только кризисной, в том плане, что мы «исцеляем раны общества», но и созидающей, в том плане, что церковь созидает атмосферу экономического роста, поощряя своих людей трудиться для общего блага. В итоге, церковь оказалась не способной положительно прореагировать на серьезные политические изменения в стране после майдана. Церковь видит себя только молящейся и проповедующей в социуме, забывая о своей роли подготовки нового поколения пассионарных лидеров для общества.
К примеру, Макс Вебер в своем фундаментальном труде – «Протестантская этика и дух капитализма», говорит, что кальвинизм (реформатская вера) способствует развитию капитализма.[2] В своей книге он рассуждает, что церковная набожность, непринятие мира и аскетизм, совершенно не мешают вести капиталистическое предпринимательство и бизнес.[3]

2. Понимание актуальности и необходимости протестантской этики
Актуальность протестантской этики, как внутренней составляющей и основы для миссии в профессии понимают национальные лидеры евангельских союзов Украины. Так, президент ВСЦ ЕХБ, Валерий Антонюк, в своем интервью для исследовательской инициативы АДВ подчеркнул, что для него – «миссия в профессии – это прежде всего, напоминание о том, что было в Советском Союзе, когда каждый христианин был миссионером на рабочем месте». Он говорит – «Я считаю, что это актуально и в наше время, когда любое поколение христиан реализовывает миссию в своей профессии. Я верю в то, что каждый христианин должен быть лучшим, как с профессиональной, так и с духовной точки зрения, на том месте, где его призвал Бог». По мнению лидера самого крупного протестантского союза, возвращает церковь в ее естественное состояние жизни в обществе, когда уже никто не готов тебя слушать, но от тебя по-прежнему ожидается, чтобы ты был лучшим. Почему так?
Здесь нужно отметить, что ситуация в обществе после тотального благовестия за последние два с половиной десятилетия, не изменилась. Христиан протестантов всего лишь 1,8% в Украине и это не смотря на их активность, о которой могут только позавидовать православные. Вся социальная направленность евангельских церквей упирается в отсутствие самой главной составляющей – теологии труда, которая могла сделать евангельский протестантизм более адекватным в украинском обществе. Ведь хотя Евангельские церкви в Украине и видят себя приемниками Реформации, но они не являются ими. А интерес к реформации как фактору позитивных перемен в церкви и в обществе, так и не стал лейтмотивом стратегических инициатив к переменам постсоветских церквей. Ведь идея реформации подразумевают необходимость в постоянных реформах, которые не останавливаются только в церкви, но затрагивают и общество. Эта сторона взаимодействия, подразумевающая перемены не только в духовной и нравственной жизни, но и в социально-политической, часто опускается в украинских евангельских церквах.
В связи с этим, необходимость  в ревизии доктрины труда становится актуальным для евангельских церквей, оказавшихся перед необходимостью пересматривать свои мировоззренческие основания.
В процессе осознания актуальности  перемен в сфере этики для евангельских церквей, необходимо понимать, что и Западный протестантский мир, по меткому утверждению Дэвида Смита, также оказался на обочине жизни, как и евангельские протестанты постсоветских стран. О состоянии «на обочине», говорит Дэвид Смит в своей книге «На пути в Эммаус. Надежда во времена неопределенности». Сегодня все аутсайдеры… И здесь автор иллюстрирует ситуацию из жизни учеников Христа, которые разочаровавшись в Мессии,  шли в Эммаус, чтобы проиллюстрировать, что безвыходных ситуаций не бывает, и все мы в итоге нуждаемся во Христе.[4]
Осознавая необходимость в переменах и преобразованиях, мы здесь сталкиваемся с дефицитом реформаторов. Конформизм убивает реформационный дух, но очевидный кризис лидеров, открывает не только проблему, но и возможность.

3. Макс Вебер и открытая им Протестантская этика
Макс Вебер – немецкий социолог, интересный для нас своей исследовательской работой по социологии религии – «Протестантская этика и дух капитализма», написанный им еще в начале ХХ века, в 1905 г. В этой книге автор поднимает вопросы влияния религиозного догмата на хозяйственный уклад социума и затем его воздействие на структуру общества.
Труд Макса Вебера по «Протестантской этике» стал наиболее популярной его работой. В этой книге Вебер говорит о том, что этическая система кальвинизма как одной из деноминаций протестантизма стала причиной смены экономического центра Европы и перехода от католических французских, испанских и итальянских городов в протестантские нидерландские, английские, шотландские и немецкие города.
Вебер считает, что общество имеющее большую долю приверженцев Реформации, оказывается способным  создать более развитую капиталистическую экономику[5]. Также в многоконфессиональных странах крупнейшие предприниматели являются протестантами.[6] Так, по мнению Вебера, католицизм, стал преградой для обществ на пути к развитию производства.[7] Соответственно, протестанты, не смотря на свою неудобность, были необходимыми для развития экономики капиталистических стран Европы. Так прусскому королю Фридриху Вильгельму I приходилось мириться с пребыванием меннонитов в Восточной Пруссии, несмотря на их категорический отказ от военной службы, потому что меннониты были главной опорой прусской промышленности.[8]
Так, Иен Барбур в своей книге «Этика в век технологии», в разделе «человеческие ценности» говорит, - что «на ранних этапах протестантская этика проповедовала бережливость и усердный труд, и сочетание их нередко вело к финансовому успеху».[9]
Христианская вера исторически предполагала не принятие мира, аскезу и отказ от погружения в мирские дела.[10] Что есть отчужденность от мира? По Веберу это подчинение всего жизненного уклада религиозным интересам. Это есть как у католиков, так и у протестантов. Вебер показал, что данный тезис об непринятии мира имеет внутреннюю связь с капиталистическим предпринимательством и развитием бизнеса. И в этом парадокс.
Интересно, что этическая система кальвинистов (реформатской веры) мотивировала последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и вложению прибыли в дальнейшее производство. Это связано также и с их амилленаристскими эсхатологическими предпочтениями.
Макс Вебер указал, что погоня за благосостоянием у протестантов не считалась признаком греховной жадности или честолюбия. Он обратил внимание, что протестанты по-новому относились к богатству и этот подход был аскетическим.[11] Вебер называл это новым «духом капитализма», подчёркивая его нематериальный характер и не склонность к гедонизму. В чем же причина такого подхода? Это связано с тем, что в протестантизме спасение не зависит от дел, а приобретение капитала не считалось угрозой спасению. По мнению кальвинистского писателя XVII века, - Вениамина Франклина, который в своих трудах сочетал похвалу приобретению капитала в миру с критикой его растраты. Капитал следовало приумножить, а не тратить.[12]
Точка зрения Вебера подтверждается анализом современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, ставшие протестантами, люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики.[13] 
            По мнению Макса Вебера, кальвинистская идея о предопределении, придавала им уверенность в спасении и  не влияла негативно на их мирскую деятельность. То есть они занимались бизнесом и приумножением капитала без зазрения совести, при условии, что их капитал приобретался приемлемыми способами и не тратился расточительно.[14]

4. Практические шаги
Евангельским протестантам в Украине, нужно учесть фактор влияния реформатского богословия труда и разработать его в своем контексте таким образом, чтобы оно привело к росту евангельского предпринимательства в стране.  Эти перемены должны возникнуть в результате того, что евангельские протестанты выйдут за пределы своей деноменационности и начнут вести экуменический диалог.
4.1. Важность в межденаминационном сотрудничестве
Одной из проблем евангельских церквей в Украине, является подчеркивание собственного превосходства. Дискуссии о правильности веры не утихают до сих пор и чаще всего они сопровождают те церкви, которые по сути своей являются отражением модернистской культуры. Сегодняшним евангельским церквам, особенно из фундаменталистского блока необходимо перестать спорить. В этом плане, показателен опыт тех церквей, которые избегая споров, определили «круг ортодоксии»[15] евангельских церквей, таким образом, сняв напряжение в межденаминационном диалоге.
Это напряжение снимается и внутри общины, направляя ее внутренний потенциал на миссию в профессии и социальный евангелизм. Это в итоге приводит к выходу общины за рамки своих стен и к необходимому влиянию на общество для его дальнейшего преобразования.
4.2. Необходимость переосмысления уже имеющегося богословия труда
Евангельские протестанты Украины нуждаются в переосмыслении своих этических устоев в сфере трудовой деятельности христиан. Только тогда, когда евангельские церкви осознают свою роль в обществе, они смогут пересмотреть свое богословие труда. Евангельский нигилизм в отношении мира, должен смениться «теологией надежды», а работа в мире, должна преобразоваться из состояния труда, как «неизбежного зла» в состояние, когда труд – это прославление Бога с целью распространения Божьего сияния в этом мире. Лишь тогда у церкви появляется вера в действенность слов молитвы Отче наш: «…да исполнится и на земле воля Твоя, как на небе» (Мф.6:10).  [Перевод РБО].
4.3. Свежий взгляд на роль церкви в мире
Необходимо по-новому подойти к роли церкви в обществе. Церковь не должна быть на обочине социальной жизни и уже не может быть в ее центре. Секуляризм не пустит церковь в свой центр, а если и произойдет это, то в украинском контексте это будет не в пользу протестантов. Где же тогда место для евангельской церкви в обществе? Ее место быть в гуще событий и в эпицентре проблем и вызовов современного общества.

5. Заключение. Возвращение к реформатскому христианству
Мы часто воспринимаем реальность следующими категориями – «мир лежит во зле», «христианство – это меньшинство», «и дано было ему вести войну со святыми и победить их» и соответственно, мы сталкиваемся с маргинализацией евангельского христианства в Украине.
Могло бы быть все по-другому? Да, если принять во внимание следующие составляющие. Мы живем на Божьей земле и у Него есть план в отношении этого мира. Христианину необходимо понимать, что сегодняшний духовный конфликт придет к полному поражению зла и торжеству добра, поэтому с этой верой необходимо идти в мир и расширять Его Царство.
Одной из сильных сторон реформатского христианства является его учение о трудовой этике, доказавшей свою способность к преобразованию общества и имеющей потенциал к позитивным переменам для находящегося в глубоком социально-политическом и экономическом кризисе украинского общества.
Церкви нельзя пренебрегать наследием реформации и необходимо использовать его для формирования собственной доктрины труда. С другой стороны, феномен протестантской этики, связан с тремя необходимыми ценностями. Во-первых, успех протестантской этики зависит от добросовестного труда. Во-вторых, от усердия в работе. И в третьих, от понимания того, что труд – это добродетель.

Тетерятников Константин




[1] Пеннер, Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтение библейских текстов в контексте миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». – Черкассы: Коллоквиум, 2014. – 22 с.
[2] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. – 67 с. (эл. Источник)
[3] Там же, - 66 стр.
[4] Дэвид Смит. На пути в Эммаус. Надежда во времена неопределенности. – К.: Вікрита Біблія, ДУХ І ЛІТЕРА, 2011. – 31 с.
[5] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. – 67 с. (эл. Источник)
[6] George Ritzer.Contemporary Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. — McGraw-Hill. — P. 35–37. 
[7] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. – 67 с. (эл. Источник)
[8] Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. – 68 с. (эл. Источник)
[9] Барбур, Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2001, - 65 с.
[10] Bendix. Max Weber. — 1977. — P. 57.
https://books.google.com.ua/books?id=63sC9uaYqQsC&pg=PA57&lpg=PA57&vq=mundane+affairs&hl=ru#v=onepage&q=mundane%20affairs&f=false
[11] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. – Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994, - 275 с.
[12] Там же, - 276 с.

[13] Протестантская трудовая этика

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[14] Макграт Алистер. Богословская мысль реформации. – Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994, - 275 с.
[15] Константин Гончаров. Ее величество традиция. В Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей.

Коментарі

Популярні публікації