Протестантская этика Макса Вебера и украинский контекст
Война на Востоке Украины, политическая
нестабильность, экономический кризис и гуманитарная катастрофа вскрыли
необходимость глубоких перемен, касающихся нравственности и профессионализма,
тем самым востребовав от евангельских протестантов более активного включения в
процесс формирования нового украинского общества, предложив ему протестантскую
трудовую этику, как необходимый фактор экономического прогресса и роста
социального уровня жизни.
Украинский
социально-политический и экономический контекст таков, что до сегодняшнего дня
он находился под влиянием советской системы ценностей, убивающей суть трудовой
этики касающейся добросовестной и усердной работы, основанной на понимании ее
добродетельности.
Мы живем в эпоху постоянных изменений и перемен,
поэтому мы видим необходимость для
евангельской церкви в открытии протестантской трудовой этики, которая в итоге
может стать дорожной картой и привести к качественным переменам в обществе.
1. Положение дел: украинский
контекст
Евангельская церковь, занятая евангелизацией и
миссионерством в первые два десятилетия после падения коммунистического режима
и появления независимых постсоветских государств, не обратила внимание на
важность трудовой этики, как дисциплины, которая наравне с внешним
благовестием, могла бы влиять на общество. Церковь, сосредоточившись на
«спасении человеческих душ»[1], что
упустила из своего арсенала влияния важную составляющую – социальную помощь,
которая может быть не только кризисной, в том плане, что мы «исцеляем раны
общества», но и созидающей, в том плане, что церковь созидает атмосферу
экономического роста, поощряя своих людей трудиться для общего блага. В итоге,
церковь оказалась не способной положительно прореагировать на серьезные
политические изменения в стране после майдана. Церковь видит себя только
молящейся и проповедующей в социуме, забывая о своей роли подготовки нового
поколения пассионарных лидеров для общества.
К примеру, Макс Вебер в своем фундаментальном труде
– «Протестантская этика и дух капитализма», говорит, что кальвинизм
(реформатская вера) способствует развитию капитализма.[2] В
своей книге он рассуждает, что церковная набожность, непринятие мира и
аскетизм, совершенно не мешают вести капиталистическое предпринимательство и
бизнес.[3]
2. Понимание актуальности и
необходимости протестантской этики
Актуальность протестантской этики, как внутренней
составляющей и основы для миссии в профессии понимают национальные лидеры
евангельских союзов Украины. Так, президент ВСЦ ЕХБ, Валерий Антонюк, в своем
интервью для исследовательской инициативы АДВ подчеркнул, что для него –
«миссия в профессии – это прежде всего, напоминание о том, что было в Советском
Союзе, когда каждый христианин был миссионером на рабочем месте». Он говорит –
«Я считаю, что это актуально и в наше время, когда любое поколение христиан
реализовывает миссию в своей профессии. Я верю в то, что каждый христианин
должен быть лучшим, как с профессиональной, так и с духовной точки зрения, на
том месте, где его призвал Бог». По мнению лидера самого крупного
протестантского союза, возвращает церковь в ее естественное состояние жизни в
обществе, когда уже никто не готов тебя слушать, но от тебя по-прежнему
ожидается, чтобы ты был лучшим. Почему так?
Здесь нужно отметить, что ситуация в обществе после
тотального благовестия за последние два с половиной десятилетия, не изменилась.
Христиан протестантов всего лишь 1,8% в Украине и это не смотря на их
активность, о которой могут только позавидовать православные. Вся социальная
направленность евангельских церквей упирается в отсутствие самой главной
составляющей – теологии труда, которая могла сделать евангельский протестантизм
более адекватным в украинском обществе. Ведь хотя Евангельские церкви в Украине
и видят себя приемниками Реформации, но они не являются ими. А интерес к
реформации как фактору позитивных перемен в церкви и в обществе, так и не стал
лейтмотивом стратегических инициатив к переменам постсоветских церквей. Ведь
идея реформации подразумевают необходимость в постоянных реформах, которые не
останавливаются только в церкви, но затрагивают и общество. Эта сторона
взаимодействия, подразумевающая перемены не только в духовной и нравственной
жизни, но и в социально-политической, часто опускается в украинских
евангельских церквах.
В связи с этим, необходимость в ревизии
доктрины труда становится актуальным для евангельских церквей, оказавшихся
перед необходимостью пересматривать свои мировоззренческие основания.
В процессе осознания актуальности перемен в сфере этики для евангельских
церквей, необходимо понимать, что и Западный протестантский мир, по меткому
утверждению Дэвида Смита, также оказался на обочине жизни, как и евангельские
протестанты постсоветских стран. О состоянии «на обочине», говорит Дэвид Смит в
своей книге «На пути в Эммаус. Надежда во времена неопределенности». Сегодня
все аутсайдеры… И здесь автор иллюстрирует ситуацию из жизни учеников Христа,
которые разочаровавшись в Мессии, шли в Эммаус, чтобы проиллюстрировать,
что безвыходных ситуаций не бывает, и все мы в итоге нуждаемся во Христе.[4]
Осознавая необходимость в переменах и
преобразованиях, мы здесь сталкиваемся с дефицитом реформаторов. Конформизм
убивает реформационный дух, но очевидный кризис лидеров, открывает не только
проблему, но и возможность.
3. Макс Вебер и открытая им Протестантская этика
Макс Вебер – немецкий социолог, интересный для нас
своей исследовательской работой по социологии религии – «Протестантская этика и
дух капитализма», написанный им еще в начале ХХ века, в 1905 г . В этой книге автор
поднимает вопросы влияния религиозного догмата на
хозяйственный уклад социума и затем его воздействие на структуру общества.
Труд Макса Вебера по «Протестантской этике» стал наиболее популярной его
работой. В этой книге Вебер говорит о том, что этическая система кальвинизма как одной из деноминаций
протестантизма стала причиной смены экономического центра Европы и перехода от
католических французских,
испанских и итальянских городов в протестантские нидерландские, английские,
шотландские и немецкие города.
Вебер считает, что
общество имеющее большую долю приверженцев Реформации,
оказывается способным создать
более развитую капиталистическую экономику[5].
Также в многоконфессиональных странах крупнейшие предприниматели являются
протестантами.[6]
Так, по мнению Вебера, католицизм, стал преградой для обществ на пути к
развитию производства.[7]
Соответственно, протестанты, не смотря на свою неудобность, были необходимыми
для развития экономики капиталистических стран Европы. Так прусскому королю Фридриху
Вильгельму I приходилось мириться с пребыванием меннонитов в Восточной Пруссии,
несмотря на их категорический отказ от военной службы, потому что меннониты
были главной опорой прусской промышленности.[8]
Так, Иен Барбур в своей книге «Этика в век технологии», в разделе «человеческие
ценности» говорит, - что «на ранних этапах протестантская этика проповедовала
бережливость и усердный труд, и сочетание их нередко вело к финансовому
успеху».[9]
Христианская вера исторически предполагала не принятие мира, аскезу и отказ
от погружения в мирские дела.[10]
Что есть отчужденность от мира? По Веберу это подчинение всего жизненного
уклада религиозным интересам. Это есть как у католиков, так и у протестантов.
Вебер показал, что данный тезис об непринятии мира имеет внутреннюю связь с
капиталистическим предпринимательством и развитием бизнеса. И в этом парадокс.
Интересно, что этическая система кальвинистов (реформатской веры)
мотивировала последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и
вложению прибыли в дальнейшее производство. Это связано также и с их
амилленаристскими эсхатологическими предпочтениями.
Макс Вебер указал, что погоня за благосостоянием у протестантов не
считалась признаком греховной жадности или честолюбия. Он обратил внимание, что
протестанты по-новому относились к богатству и этот подход был аскетическим.[11]
Вебер называл это новым «духом капитализма», подчёркивая его нематериальный
характер и не склонность к гедонизму. В чем же причина такого подхода? Это
связано с тем, что в протестантизме спасение не зависит от дел, а приобретение
капитала не считалось угрозой спасению. По мнению кальвинистского писателя XVII
века, - Вениамина Франклина, который в своих трудах сочетал похвалу
приобретению капитала в миру с критикой его растраты. Капитал следовало
приумножить, а не тратить.[12]
Точка зрения Вебера подтверждается анализом современных
протестантских общин в Латинской
Америке (где миллионы людей за
последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают
исследования, ставшие протестантами, люди из бедных слоёв поднимают свой
жизненный уровень быстрее, чем католики.[13]
По мнению Макса Вебера,
кальвинистская идея о предопределении, придавала им уверенность в спасении
и не влияла негативно на их мирскую
деятельность. То есть они занимались бизнесом и приумножением капитала без
зазрения совести, при условии, что их капитал приобретался приемлемыми
способами и не тратился расточительно.[14]
4. Практические шаги
Евангельским протестантам в Украине, нужно учесть
фактор влияния реформатского богословия труда и разработать его в своем
контексте таким образом, чтобы оно привело к росту евангельского
предпринимательства в стране. Эти
перемены должны возникнуть в результате того, что евангельские протестанты
выйдут за пределы своей деноменационности и начнут вести экуменический диалог.
4.1. Важность в межденаминационном сотрудничестве
Одной из проблем евангельских церквей в Украине,
является подчеркивание собственного превосходства. Дискуссии о правильности
веры не утихают до сих пор и чаще всего они сопровождают те церкви, которые по
сути своей являются отражением модернистской культуры. Сегодняшним евангельским
церквам, особенно из фундаменталистского блока необходимо перестать спорить. В
этом плане, показателен опыт тех церквей, которые избегая споров, определили
«круг ортодоксии»[15]
евангельских церквей, таким образом, сняв напряжение в межденаминационном диалоге.
Это напряжение снимается и внутри общины, направляя
ее внутренний потенциал на миссию в профессии и социальный евангелизм. Это в
итоге приводит к выходу общины за рамки своих стен и к необходимому влиянию на
общество для его дальнейшего преобразования.
4.2. Необходимость переосмысления уже имеющегося богословия труда
Евангельские протестанты
Украины нуждаются в переосмыслении своих этических устоев в сфере трудовой деятельности
христиан. Только тогда, когда евангельские церкви осознают свою роль в
обществе, они смогут пересмотреть свое богословие труда. Евангельский нигилизм
в отношении мира, должен смениться «теологией надежды», а работа в мире, должна
преобразоваться из состояния труда, как «неизбежного зла» в состояние, когда
труд – это прославление Бога с целью распространения Божьего сияния в этом
мире. Лишь тогда у церкви появляется вера в действенность слов молитвы Отче
наш: «…да исполнится и на земле воля Твоя, как на небе» (Мф.6:10). [Перевод РБО].
4.3. Свежий взгляд на роль церкви в мире
Необходимо по-новому подойти к роли церкви в
обществе. Церковь не должна быть на обочине социальной жизни и уже не может
быть в ее центре. Секуляризм не пустит церковь в свой центр, а если и
произойдет это, то в украинском контексте это будет не в пользу протестантов.
Где же тогда место для евангельской церкви в обществе? Ее место быть в гуще
событий и в эпицентре проблем и вызовов современного общества.
5. Заключение. Возвращение к реформатскому христианству
Мы часто воспринимаем реальность следующими
категориями – «мир лежит во зле», «христианство – это меньшинство», «и дано
было ему вести войну со святыми и победить их» и соответственно, мы
сталкиваемся с маргинализацией евангельского христианства в Украине.
Могло бы быть все по-другому? Да, если принять во
внимание следующие составляющие. Мы живем на Божьей земле и у Него есть план в
отношении этого мира. Христианину необходимо понимать, что сегодняшний духовный
конфликт придет к полному поражению зла и торжеству добра, поэтому с этой верой
необходимо идти в мир и расширять Его Царство.
Одной из сильных сторон реформатского христианства
является его учение о трудовой этике, доказавшей свою способность к
преобразованию общества и имеющей потенциал к позитивным переменам для
находящегося в глубоком социально-политическом и экономическом кризисе
украинского общества.
Церкви нельзя пренебрегать наследием реформации и
необходимо использовать его для формирования собственной доктрины труда. С
другой стороны, феномен протестантской этики, связан с тремя необходимыми
ценностями. Во-первых, успех протестантской этики зависит от добросовестного
труда. Во-вторых, от усердия в работе. И в третьих, от понимания того, что труд
– это добродетель.
Тетерятников
Константин
[1] Пеннер,
Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтение библейских текстов в контексте
миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». – Черкассы: Коллоквиум, 2014. – 22 с.
[4] Дэвид Смит. На пути в Эммаус. Надежда во
времена неопределенности. – К.: Вікрита Біблія, ДУХ І ЛІТЕРА, 2011. – 31 с.
[6] George
Ritzer.Contemporary
Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. — McGraw-Hill. — P. 35–37.
[9] Барбур,
Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола
Андрея, 2001, - 65 с.
https://books.google.com.ua/books?id=63sC9uaYqQsC&pg=PA57&lpg=PA57&vq=mundane+affairs&hl=ru#v=onepage&q=mundane%20affairs&f=false
[13] Протестантская трудовая
этика
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[15] Константин Гончаров. Ее величество
традиция. В Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в
постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей.
Коментарі
Дописати коментар